На проходящем в Барселоне Mobile World Congress — главной мировой телекоммуникационной выставке — прошел круглый стол оператора Tele2 с участием представителей Ericsson, EY и департамента информационных технологий Москвы. «Газета.Ru» выяснила, как видят московские власти, телекоммуникационные компании и жители мегаполисов свою жизнь накануне очередной мобильной революции — переходу операторов на мобильный стандарт 5G и все больше проникающему в городскую жизнь интернету вещей (IoT).
Mobile World Congress — безусловно, главная ежегодная выставка мобильной и телекоммуникационной индустрии в мире. 2,3 тыс. участников и 108 тыс. посетителей со всего мира, причем все они представляют мобильную и телекоммуникационную индустрию. Случайных людей на MWC нет, так как стоимость билетов составляет от €800 до €5000. Тем не менее, MWC — это не только смотр достижений в области высоких технологий, но и место, где обсуждается настоящее и будущее всей телекоммуникационной отрасли.
Мобильный интернет побеждает Wi-Fi
В рамках одной из встреч партнер EY (Ernst & Young) Антон Устиненко представил новое исследование компании, где были показаны тренды потребления широкополосного интернета жителями Москвы в 2017-2018 годах.
Неожиданно, самыми популярным местами, где абоненты используют мобильный интернет оказались: кровать (более 70%), обеденный стол, деловые совещания (более 50%) и даже туалет (около 20%). Интересно, что, согласно данным EY, начиная с 2017 года, мобильный интернет в Москве очень активно конкурирует в пользовательских сценариях со стационарным ШПД и классическим Wi-Fi.
Многие пользователи перестают переключаться дома на свою домашнюю Wi-Fi сеть и продолжают пользоваться на смартфонах мобильным ШПД.
Как отметил Устиненко, это говорит о том, что абонентам хватает емкости интернет-пакетов предоплаченного трафика. Более того, от 50 до 80% абонентов, в зависимости от тарифного плана, не до конца используют свои пакеты.
Также в исследовании EY была затронута тема конкуренции (здесь тоже идет речь именно о пользовательских предпочтениях) мобильной связи и городских Wi-Fi точек-доступа. Несмотря на сильно выросшее в Москве за последние годы количество бесплатных Wi-Fi точек доступа, с лета 2017 наблюдается почти 50% падение использования городского Wi-Fi в пользу мобильного ШПД.
C одной стороны, это связано с улучшением покрытия операторов в московском метро. Так, по словам директора макрорегиона «Москва» Tele2 Игоря Жижикина, сейчас компания предоставляет услуги мобильного интернета на 80% станций метро. С другой стороны, существенным фактором, приведшим к оттоку пользователей из городских сетей Wi-Fi к мобильным операторам, стала сложная, по мнению EY, процедура регистрации в Wi-Fi точках доступа. Как считает Устиненко, многим абонентам не нравится, ни сложность процедуры входа, ни то, что их данные используют для показа рекламы. Более того, часть пользователей готовы платить больше за услуги мобильной связи при условии, что собираемые о них данные никак не будут использоваться.
Тем не менее, обезличенные данные пользователей — это огромные массивы информации, которые операторы связи используют для аналитики, улучшения собственных услуг и в коммерческих целях. Причем, данные, которые есть у мобильных операторов, уникальны, так как их сложно собрать каким-либо другим способом.
По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы Александра Горбатько, ведомство на коммерческой основе приобретает такие данные от всей «Большой четверки» мобильных операторов Москвы и использует их для анализа транспортных потоков, плотности населения и планирования развития городской инфраструктуры.
По данным ДИТ, проникновение мобильного интернета в Москве превысило 200%, а ежедневно на территории столицы находится в эфире около 43 млн SIM-карт, что дает колоссальный объем данных для изучения и аналитики.
Также чиновник отметил, что стоимость мобильного интернета в Москве сейчас одна из самых низких в мире. Средняя стоимость 3 ГБ мобильного трафика в Москве составляет 250 руб., в то время как в переводе на рубли в Нью-Йорке она достигает 1926 руб., в Сингапуре — 1865 руб., в Лондоне — 1266 руб., а в Барселоне — 991 руб.
Такая ценовая политика имеет как свои плюсы, так и минусы для операторов. С одной стороны, доступность мобильного интернета дает очень высокой уровень проникновения, с другой — низкое ARPU (средняя выручка на одного пользователя — прим.) усложняет операторский бизнес.
По данным EY, мобильный интернет сейчас воспринимается, как такая же неотъемлемая часть жизни, как горячая вода, электричество, отопление. «Московский абонент считает, мобильный интернет, нечто само-собой разумеющимся и практически не замечает его наличия. А вот его отсутствие или удорожание воспринимает резко негативно», — говорит Устиненко.
Что мешает 5G и интернету вещей
В условиях невысокого ARPU абонентов мобильные операторы столкнутся с проблемами развития своих сетей, так как переход на стандарт 5G потребует заметных капиталовложений. Это и оборудование, и размещение передающих станций. Плотность таких станций, особенно при использовании миллиметрового диапазона, увеличивается до зоны прямой видимости.
Игорь Жижикин из Tele2 считает, что операторы и сервис-провайдеры смогут заработать только на внедрении новых востребованных сервисов, которые можно будет развивать при разворачивании 5G-cетей. Другой источник заработка для мобильных операторов — это обслуживание в разы большего количества SIM-карт, чем сейчас. Сама концепция интернета вещей подразумевает почти десятикратное увеличение количества подключенных устройств. При этом директор столичного отделения оператора исключил возможность заметного роста стоимости мобильного интернета для абонентов по причине высокой конкуренции на московском рынке связи.
Что касается сложностей в переходе на новые стандарты связи, то, по мнению Жижикина, основные проблемы при развитии сети для операторов носят не технологический или финансовый характер, а административно-правовой, при установке базовых станций.
«Пока нет четко прописанных правил размещения передающих станций на объектах жилого фонда и федеральной собственности. Так, установку передающий станции на крыше жилого дома может заблокировать один жилец, который, например, пользуется услугами другого оператора. Пока только два региона, Москва и Московская область, четко прописали правила размещения устройств операторов связи на объектах муниципальной собственности, и это позволило нам сделать огромный рывок вперед при развитии сети в Московском регионе», — говорит он.
Какое технологическое будущее ждут жители столиц
Интересное визионерское исследование Ericsson ConsumerLab в рамках прошедшего круглого стола представил Айдын Абжанбеков, директор по GR, IR и маркетингу Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии. В обзоре под названием «The 10 Hot Consumer Trends for 2018 and beyond» были отражены ожидания пользователи от цифровых устройств, технологий и услуг. В ходе исследования было опрошено более 5 тыс. интернет-пользователей в крупных мегаполисах: Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сан-Паулу, Мехико, Йоханнесбург, Шанхай, Сидней, Токио, Москва.
Согласно этому исследованию пользователями ожидают сдвига парадигмы при создании цифровых устройств и внедрения информационных услуг в сторону большей «человечности».
В числе ключевых ожиданий жителей мегаполисов в разных странах мира стали — развитие интеллектуальных виртуальных помощников. Более половины нынешних пользователей голосовых помощников рассчитывают на возможность использования жестов, эмоций, интонаций голоса и прикосновений для взаимодействия с техническими устройствами.
Другая «мечта» столичных жителей — тесная интеграция виртуальной и дополненной реальности в коммуникации. По мнению 75% респондентов, через 5 лет технологии виртуальной и дополненной реальности позволят заново переживать зафиксированные на смартфон моменты.
Роботизацию и автоматизацию ожидают горожане не меньше. 40% респондентов хотели бы, чтобы вместо них трудились роботы. 32% опрошенных, в числе которых студенты, считают, что им не нужна работа как смысл жизни. Больше всего хотят иметь роботизированного двойника в Москве — 49% жителей.
34% мировых респондентов хотели бы, чтобы их полностью обслуживали роботы. В Москве этот показатель также самый высокий — 47%
«Досталось» и извечной проблеме мегаполисов — пробкам. Москвичи больше всех в мире (59% респондентов) надеются, что проблема пробок будет решена с помощью летающих такси, а 55% считают, что в Москве необходимы специальные воздушные дороги для дронов и летающих средств передвижения и доставки.
При некоторой фантастичности пожеланий пользователей принявших участие в опросе, оказалось, что они довольно точно уловили современные технологические тренды.
Именно темы поколения сетей 5G, IoT, искусственного интеллекта и умных роботов, то есть тех технологий, без которых невозможно осуществить озвученные выше пожелания, были самыми обсуждаемыми и «горячими» на MWC 2018.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Компьютеры
- →
- Мировые новости
- →
- Вкалывают роботы, а не человек
Мировые новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат