Морозостойкость автомобиля не только определяется надежностью двигателя, но и зависит от других технических систем. В первую очередь, от работоспособности трансмиссии. С какими экстремальными температурами способны справляться новомодные коробки?

Если раньше на рынке присутствовала только «неубиваемая морозами» механика, то теперь глаза разбегаются от обилия всевозможных автоматов, вариаторов, роботов и гибридов. Каждый из них обещает много щедрот за малые деньги. Но вот насколько они морозостойки?

«Вообще, многие автопроизводители сертифицируют машины для России как для региона со сложными условиями эксплуатации, — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков. — Под эти нормы подпадают морозы до -25 градусов. Далее идет уже иная классификация, а именно экстремальные условия, которые требуют своей электроники, масел и материалов». Все модели легковых автомобилей, продающихся в России, должны гарантированно справляться с -25, а вот дальше начинается зона неопределенности.

Экстремальными считаются температуры ниже -25 градусов. Если идет понижение до -30, то техника выходит за пределы сертифицированных значений. И если двигатель без существенного вреда можно оживить и при более низких температурах, то с трансмиссией дела обстоят сложнее. Холодный пуск для мотора приравнен к 150 км пробега, а вот для нежной автоматической трансмиссии десяток километров на морозе при неправильной езде эквивалентен нескольким тысячам. Нагрузки там непомерно велики. При запредельных -35 и ниже «летят» резиновые уплотнители и клапана, загустевшее масло выдавливается через сальники. Ну а затем трещит железо и не только оно.

«Проблема в том, что в современных автоматах металл не единственный материал, — продолжает Олег Чирков. — Для снижения веса используются облегченные сплавы и даже пластмассы». Бывает, что от температурных колебаний эти материалы теряют надежность«. К примеру, из-за неисправности клапанов, бывало, нарушалось рабочее давление в старых 4-ступенчатых автоматах на Peugeot, Renault и Nissan. Начинали проскальзывать и греться пакеты фрикционов. А дальше при езде по снегу с повышенной нагрузкой можно совсем убить коробку автомат.

Вариаторы не надежнее гидроавтоматов, и имеют такой же лимит до -25 градусов. При понижении температуры электроника переходит в особый режим работы трансмиссии, очень похожий на аварийный. Он позволяет быстрее прогреть вариатор. За пределами 30 градусов мороза электроника управления вообще перестает отслеживать температуру за бортом и выдает ошибку трансмиссии. Для нее такие морозы уже за гранью разума, и производитель предупреждает о возможном вреде для трансмиссии и предлагает отказаться от поездок. Долговременная езда с зажженным предупреждением это потенциальная возможность лишения гарантийного обслуживания.

Морозостойкость дешевых роботов зависит от трех причин: от качества изготовления электромеханических исполнительных механизмов, от надежности электронных сенсоров и от программного обеспечения. К примеру, если загустеет масло, и тяги перестанут двигаться при -30 гр, то никакой совершенный программный алгоритм не позволит коробке функционировать нормально. При подготовке роботизированной коробки для Lada Priora, Granta и Kalina, а так же для Lada Vesta и XRay руководитель проекта «АМТ АвтоВАЗ» Владимир Петунин заявлял, что программа управления их робота тестировалась для нештатных ситуаций. Это буксование в глубоком снегу, пуск при полуразряженном аккумуляторе, а так же холодный старт при -55 гр. Петунин уточнил, что робот справился с возложенными задачами нормально, и посетовал, что аналогичные трансмиссии у конкурентов капризничают уже при минус 27 градусах. Возможно это и так, но зарубежные производители стараются быть правдивыми, ведь гарантировать адекватное срабатывание всех узлов роботизированной трансмиссии при зашкаливющих морозах они не берутся даже при самой морозостойкой электронике, сенсорах и программном обеспечении. Поэтому и предпочитают не делать громких заявлений.

В общем, автоматические трансмиссии слишком сложны, и повышение их морозостойкости приведет к существенному удорожанию техники. Экстремальные условия эксплуатации требуют иного масла и материалов, что не всегда целесообразно для массового производства. Ведь сильные морозы в средней полосе России занимают в общей сложности лишь несколько недель в году. Менять ради русских холодов глобальные технологические цепочки никто не станет. Ну а если ездить в морозы необходимо, то лучше выбрать проверенную механическую коробку, залив туда предварительно зимнее трансмиссионное масло.