Фраза «дополненная реальность» из расплывчатого технологического термина превращается во вполне реальную разработку, которая уже в ближайшем будущем может стать частью повседневной жизни. «Газета.Ru» выяснила, какие перспективы есть у этой технологии.

В конце октября стало известно о том, что компания Google совместно с рядом других компаний и венчурных фондов вложила $542 млн в загадочный стартап Magic Leap. О Magic Leap широкой публике не известно практически ничего — только то, что компания работает над инновационными очками дополненной реальности, с помощью которых можно будет видеть цифровые объекты, «встроенные» в окружающий пользователя мир.

Основатель Magic Leap Рони Эбовиц не любит термин «дополненная реальность», предпочитая называть свою технологию «кинематографичная реальность». «Это старые термины: виртуальная реальность, дополненная реальность. Они уже успели оставить наследство, — говорил Эбовиц в интервью South Florida Business Journal в феврале. — Они ассоциируются с вещами, которые не оправдали ожиданий».

В интервью TechCrunch Эбовиц заявил, что «относительно скоро» его компания запустит потребительский продукт, однако даже приблизительная дата презентации пока неизвестна.

Google оказалась настолько заинтересована в разработках Magic Leap, что не ограничилась щедрыми инвестициями: вице-президент компании по корпоративному развитию Дон Харрисон и глава подразделения Android и Chrome Сундар Пичаи вошли в совет директоров стартапа. Это не совсем типичный шаг для IT-гиганта: как правило, Google приобретает интересующие ее стартапы, делая их частью своей команды. Это относится и к разработчикам «умных» термостатов Nest Labs, и к сотрудничавшей с минобороны США робототехнической компанией Boston Dynamics, и ко многим другим небольшим компаниям, присоединившимся к команде Google за последние несколько лет.

Разработка Magic Leap отличается от других «умных» очков тем, что вместо того, чтобы демонстрировать изображение пользователю на миниатюрном дисплее, прикрепленном к оправе, она проецирует картинку прямо на сетчатку глаза.

«Это было невероятно естественно —вы сидите в комнате, а по ней летает дракон. Я был поражен и не мог убрать улыбку с лица», — рассказал о своем опыте использования очков от Magic Leap Томас Талл, генеральный директор Legendary Pictures.

Кинокомпания Legendary Pictures также приняла участие в раунде инвестиций, наряду с Qualcomm, Kleiner Perkins, Andreessen Horowitz, and Obvious Ventures. Председатель совета директоров Qualcomm Пол Джейкобс также присоединится к совету директоров Magic Leap.

Разнообразие инвестировавших в Magic Leap компаний и заинтересованность Google ярко демонстрируют потенциал как самого стартапа, так и технологий дополненной реальность в целом.

Legendary Pictures, создатель таких зрелищных фильмов, как «Темный рыцарь», заинтересована в использовании этой технологии в индустрии развлечений, технологические компании — в развитии носимых гаджетов. Кроме того, в самой Magic Leap говорят и о применении своих разработок в образовании. Для Google Magic Leap может стать еще и преимуществом в соревновании с Facebook, которая в этом году приобрела компанию Oculus, создателя нашумевшего шлема виртуальной реальности Rift.

Технологии дополненной реальности на самом деле получают все большее распространение и реализацию в коммерчески доступных мобильных приложениях, рассказал «Газете.Ru» вице-президент по управлению продукцией Qualcomm Vuforia Джей Райт. Все большее количество мировых брендов используют технологии дополненной реальности как в качестве фундаментального компонента своих продуктов, так и в ходе массовых маркетинговых кампаний, добавил он.

«Технологически есть некоторые ограничения, но в основном они связаны с вычислительной мощностью устройств – особенно с учетом того, что они переходят с 2D- на 3D-камеры, — сложностью разработки алгоритмов так называемого «компьютерного зрения», которые смогут распознавать все типы объектов на устройствах различного класса, а также разработкой адекватных 3D-моделей объектов и товаров, чтобы их можно было использовать в мобильных приложениях», — рассуждает Райт.

Широкое распространение дополненной реальности останавливает исключительно ее технологическая неразвитость, констатирует управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев.

«Массовость таким технологиям обеспечивает возможность легко интегрировать ее в какой-нибудь широко распространенный гаджет, как это было в свое время с фотокамерами. И 3D, и дополненная реальность должны пройти ровно тот же путь, чтобы стать не нишевыми, а массовыми», — рассуждает он.

В промышленности и военной сфере дополненная реальность применяется уже десятки лет, однако в других сферах жизни она пока не прижилась, считает генеральный директор компании — разработчика мобильных приложений Redmadrobot Алексей Макин:

«В случае с дополненной реальностью возникает противоречие: с одной стороны, в данный момент окончательно не определен набор сценариев, где она действительно требуется, с другой — непонятны до конца и сами технологии».

«Дополненная реальность нужна, если необходимую информацию можно получить только таким образом или когда так удобнее, чем воспользоваться обычным мобильным устройством с выходом в сеть, а также когда важна скорость. Один из логичных сценариев — во время управления транспортным средством — машиной, самолетом, велосипедом», — резюмирует Макин.