Как часто, вспоминая свое детство, мы ловим себя на мысли, что в нынешнее время жизнь становится интенсивнее, насыщеннее, активнее. Особо остро чувствуется нехватка времени и желание объять необъятное. Что же говорить о малышах, на чью долю выпало родиться в это непростое время, когда само понятие детства меняется, вытесняя наше привычное представление о нем.

На молодое поколение потоком сыплется самая разная информация, нагрузки в школах зашкаливают, и вот мы видим ситуацию, когда уже малыши начинают осваивать компьютер чуть ли не с пеленок.

Что это? Требования современной жизни или нечто другое? Попробуем разобраться вместе. Существуют как последователи, так и противники компьютеров для детей младшего возраста.

К числу плюсов относятся: 1) визуальное восприятие предлагаемой программы; 2) развитие мелкой моторики; 3) быстрое усвоение материала; 4) умение обобщения; 5) развитие памяти и внимания; 6) развитие зрительно-моторной координации; 7) развитие логики.

Но самый большой плюс (и не нужно делать вид, что мы, взрослые, об этом никогда не думаем) – это возможность для нас чем-то занять своего малыша.

Многие покупают компьютерные игры, пусть даже развивающие личность, заменяя компьютером себя в жизни ребенка. На какое-то время все довольны. Ребенок не против остаться наедине с собой и своей удивительной игрушкой, которая шаг за шагом становится все более значимой в его жизни. Родители получают возможность заняться собой, своими делами.

Спустя какое-то время взрослые начинают ловить себя на мысли, что их родной ребенок отдаляется, не слышит их просьбы, не прислушивается к советам, игнорирует их присутствие. Игрушка полностью завладевает детской душой, не оставляя в ней ничего из того доброго и светлого, что мы всеми силами стараемся вложить.

Так ли полезен компьютер, как мы в это верим? Разберемся по пунктам. Итак, начнем с визуального восприятия. Да, яркая картинка и движущиеся предметы действительно способны произвести впечатление и надолго остаться в памяти, но только при условии, что таких картинок не будет слишком много. Желание засыпать малыша новыми программами, чтобы он знал еще больше, может привести к обратному эффекту: не будет глубины усвоенного материала. Малыш может выполнять задания механически, следуя заданному шаблону.

Развитие мелкой моторики. На первоначальном этапе – да. Но умение нажимать на клавиши не разовьет моторику в той мере, как это могли бы сделать обычные карандаши, ручки и ножницы. Не секрет, что молодое поколение, перешедшее на компьютеры, совершенно разучилось писать. А мелкая моторика, как известно, влияет на развитие в целом. Быстрое усвоение материала – да. Но как долго этот материал продержится в памяти? Мы говорим, что и сама память развивается быстрее, но не будет ли она кратковременной?

По поводу компьютеров можно спорить много. Но факты говорят сами за себя. Американские ученые доказали, что дети, проводящие много времени с компьютером, по результатам тестов значительно уступают своим одноклассникам, которые ведут более активный образ жизни. На Западе молодое поколение пришло к тому, что многие разучились писать, а вырезать новогоднюю снежинку стало непосильной проблемой не только для малышей, но и для их молодых мам!

Неоспорим и тот факт, что компьютерные игры делают наших детей более нервными, истощенными и агрессивными. Мы хотим вырастить наших детей сильными, успешными, добрыми и внимательными. Но чтобы вырастить личность, нужно, чтобы с малышом была не менее сильная личность, способная повести за собой и своим примером научить жизни.

Никакая компьютерная программа не способна проявить столько любви, понимания, великодушия и доброты. Активный образ жизни, чтение книг, посещение музеев и выставок и желание быть рядом, быть выслушанным и услышанным – не это ли залог того, что наши дети будут счастливо жить в этом реальном и прекрасном мире?

Автор: Нелли Гогус