Последняя часть видеоигры GTA (Grand Theft Avto) заработала 800 миллионов долларов в первый же день продаж. Сегодня заработок Rock Star перевалил уже за миллиард. Столько же заработала в 2012 году Call of Duty: Black Ops. Это круче достижений таких блокбастеров, как «Аватар» и «Темный рыцарь».

Похоже, что видеоигры заняли место лидера развлечений, сместив оттуда прошлого лидера – киноиндустрию. Впрочем, и бюджеты «игрушек» под стать голливудским фильмам. На разработку и рекламу GTA 5 потратили 260 миллионов долларов. «Титаник», например, обошелся всего в 200, а на две части «Хоббита» потратят 500.

Аналитическая компания Gartner подсчитала, что в 2013 году игровые студии заработают 93,2 миллиарда долларов, что на 17,7% больше, чем в прошлом году. А в 2015 году объем рынка «игрушек» составит уже 111 млрд долларов. Люди играют все активней, средней возраст геймера перевалил за 30, а наиболее быстрый прирост «игрофилов» составляют женщины. Хорошо это или плохо?

Если спросить какую-нибудь озабоченную воспитанием ребенка мамашу, то та разразится гневным панегириком в адрес компьютерных игр и их создателей. Мол, ребенок не учится, впустую тратит время и тому подобное. Однако «мамаш» можно успокоить.

Оказывается, видеоигры очень полезны для здоровья. Прежде всего, рекомендую почитать работу специалистов из института Макса Планка по развитию человека. Исследование называется «Игра в Super Mario способствует гибкости структуры головного мозга: серое вещество изменяется в результате тренировки с помощью компьютерной игры» (на английском).

Эксперимент показал, что если хотя бы полчаса в день играть в такую игру, как Super Mario 64 (консоль Nindendo DS), на протяжении двух месяцев, то у геймера происходит значительный рост серого вещества в трёх областях мозга, отвечающих за ориентацию в пространстве, стратегическое планирование, рабочую память и быстроту реакции. Поскольку в игре главный герой и окружающий его мир показаны с разных углов зрения (множественная перспектива), это, по мнению ученых, и спровоцировало рост серого вещества в правом гипоталамусе.

Если использовать научные термины, то позволю себе цитату: «увеличение серого вещества в правом гипоталамусе вызвано переключением от эгоцентрической к аллоцентрической ориентации в пространстве». Эгоцентрическая ориентация – это оценка расположения предметов в пространстве относительно самого себя. Аллоцентрическая – оценка расположения одного предмета относительно другого. Поскольку в Super Mario 64 постоянно идет переключение между двумя видами ориентации, то это и заставляет гипоталамус тренироваться.

Исследование влияние игр на мозг человека в институте продолжается. Теперь стоит цель найти способ лечить такие заболевания, как шизофрения, с помощью видеоигр. Игры влияют не только на биологию, но и на социологию. Сколько уже всякие «стрелялки» и «ужастики» обвиняли в пропаганде насилия и превращения невинных деток в преступников.

Ан нет! Все наоборот! Это преступники снижают свою активность из-за увлечения компьютерными играми. ФБР США собрала статистику убийств и ограблений в стране почти за 40 лет (с 1972 по 2010 год). Выяснилось, что последние 20 лет уровень преступности снижается. Нет, этому способствовали не только игры. Здесь и сокращение спроса на наркотики, и установка видеокамер, распространение мобильных телефонов, способных заснять криминал в любой момент.

Но компьютерные игры также входят в эти причины. Причем двояко: с одной стороны, они удерживают подростков от улицы, с другой – сами преступники играют в игры и снижают свою активность. Ну и наконец, видеоигры рекомендованы тем, кто плохо видит. Ученые из Университета Магкилла доказали, что игра в «Тетрис» помогает избавиться от «ленивого» глаза (когда амблиопия). Их коллеги из США уточнили, что с помощью активных игр (гонки, «стрелялки», аркады) можно улучшить зрение на 20%, играя несколько часов в день.

Кроме того, у заядлых геймеров повышается умение улавливать контраст цвета, снижается глазное давление, повышается внимание и острота зрения. Единственное, что бы я добавил к этому, так это необходимость играть на хороших мониторах/телевизорах.

В пример могу провести своего знакомого ИТ-журналиста, который чуть не потерял зрение от мониторов середины 90-х годов. И только замена на дисплеи с хорошим качеством изображения позволила зрению восстановиться.

Автор: Олег Банцекин