Кто сказал, что в одну реку нельзя войти дважды? Вот у 4A Games получилось снова сделать отменный шутер в мрачной вселенной «Метро 2033». Мутанты и радиация, опасности разрушенной Москвы и подземная клаустрофобия, безнадега и тоненький лучик надежды — вас ждет незабываемое приключение в умирающем мире, который еще можно спасти

Российское название «Метро 2033: Луч надежды»
Жанр Шутер от первого лица
Издатель Deep Silver
Издатель в России «Бука»
Разработчик 4A Games
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,6 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8800 GT/AMD ATI Radeon HD 3870, 20 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5 3,46 ГГц/AMD Phenom II X4 2,6 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1,5 Гбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 7870 XT/NVIDIA GeForce GTX 580
Дата выхода 17 мая 2013 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PC, Xbox 360, PlayStation 3
Официальный сайт http://www.enterthemetro.com/

Отечественная пресса ругала Metro 2033 за вялую шутерную механику, но делала это не слишком рьяно. Да и как тут ругать, если это один из немногих действительно качественных проектов высшего эшелона, разработанный на постсоветском пространстве. Свое, родное. К счастью, киевляне из 4A Games не стали второй раз продавливать эту скидку, вместо этого сосредоточившись на планомерном развитии заложенного потенциала. Если вам нужна краткая версия рецензии, то вот она — у них получилось. Мало? Крутите колесико вниз.

Посеешь ветер — пожнешь бурю

Ракеты обрушивают огненный шторм на поселение Черных. Остается только выжженная земля, испещренная обуглившимися развалинами жилищ этих странных высоких существ… Ночные кошмары постоянно преследуют Артема, не давая ни на секунду забыть о страшной реальности содеянного.

А ведь в финале Metro 2033 все казалось таким простым. Черные — враги людей, которых необходимо уничтожить любой ценой. Выбор, конечно, был, но мало кто из нас задумывался дольше, чем на секунду, прежде чем нажать на кнопку запуска ракет. С тяжелых последствий этого решения и берет свой старт Last Light. Черные были стерты с изуродованного лица постъядерной Москвы, но один все-таки выжил. И он — ключ ко всему. Стоящие на страже метро рейнджеры хотят уничтожить его, но таинственная связь Артема с Черными не позволяет нашему герою решить вопрос насилием. Нужно во что бы то ни стало найти выжившего и разобраться в происходящем.

Буквально с первых минут нам известна конечная цель путешествия, однако на протяжении игры сюжет не перестает развиваться ни на секунду. Мы встречаем новых персонажей и попадаем в ситуации, которые вносят свои коррективы в скитания Артема по метро. История о поисках последнего Черного обрастает деталями и незаметно разрастается до массового конфликта, в который вовлечены все фракции подземки. Коммунисты с Красной линии, рейнджеры, фашисты Четвертого рейха и даже нейтральные торговцы Ганзы — все участвуют в событиях, перерастающих в последнюю войну рухнувшей цивилизации.

Город, которого нет

Особого упоминания заслуживает мир игры, на котором лежит тень назревающего столкновения. Искореженная ядерной войной Москва сурова и не знает жалости — выходы на поверхность всегда вызывают ощущение того, что Артем (как, в общем-то, и любой другой человек) здесь явно лишний. Жить под гнетом тяжелых свинцовых туч и дышать поганым воздухом могут только отвратительные мутанты, ведущие между собой постоянную борьбу за выживание. С внутренней стороны гермоворот станций метро дела обстоят не лучше. Люди, а не монстры наши главные враги.

Царящая в душных тоннелях мрачная атмосфера подчеркивается превосходной визуальной составляющей. Дизайнеры и художники 4A Games поработали на славу — они сумели вдохнуть жизнь в игру, используя очень ограниченную палитру цветов. Во многом это стало возможным благодаря значительно доработанному движку собственного производства, рисующему очень детализированную и технологичную картинку.

Может показаться, что мы слишком много говорим об атмосфере и стиле в рецензии на шутер, но Last Light заслуживает каждого слова. Потрясающий мир игры — краеугольный камень проекта, исполняющий не менее важную роль, чем собственно геймплей. Из общей картины выбивается только крайне посредственное озвучение практически всех персонажей. Актеры безбожно переигрывают, явно не понимая, что от них требовалось. Это изрядно портит впечатление от безупречной в остальном художественной составляющей проекта.

Неспешный подход

Однако плотью и кровью любого шутера является его геймплей. С этим аспектом у Last Light по большей части все хорошо. Отличительной особенностью игры является возможность выбирать образ действий в каждой ситуации. Нам не навязывают стелс или грубый подход, вместо этого предлагая сочетать их в желаемых пропорциях.

Почему же тогда все хорошо «по большей части»? Виной тому серый, как шерсть мутировавшей собаки, искусственный интеллект противников. Есть, конечно, светлые пятна — например высокая меткость врагов и более-менее реалистичное поле зрения (здесь можно потеряться из виду после включения тревоги и обойти неприятеля со спины). Вместе с тем бойцы отважно толпятся в проходах, уже усеянных трупами гениев-собратьев, а во время патрулирования могут не заметить лежащее в шаге от них бездыханное тело товарища.

Впрочем, это не мешает получать удовольствие от обеих сторон шутерной части игры. В открытом бою по достоинству оцениваешь хорошо сбалансированный выбор оружия. Арсенал лишен универсальных пушек, поэтому приходится с умом выбирать три носимых с собой «ствола», внимательно подбирая улучшения к каждому. Да и стелс вызывает в основном положительные эмоции — Артем тихо крадется во тьме, вырубая часовых, выкручивая лампочки и туша керосинки.

Вообще, Last Light вознаграждает вдумчивых игроков. Это не адреналиновый экшен в духе Painkiller с горами трупов и разрывающимся в колонках металом. Таинственная атмосфера обволакивает, заставляя погружаться в мир и исследовать каждый пятачок пространства. Только если не нестись к финалу, как к уходящему поезду, можно по-настоящему проникнуться духом метро. Тогда и сюжет, и геймплей обретают наиболее полный смысл.

Контрастом к свободному выбору темпа служат скриптовые вставки, в которых мы можем только наблюдать за происходящим. Большая часть роликов идет от первого лица, поэтому руки прямо-таки чешутся участвовать в происходящем — однако виртуальный режиссер разрешает только смотреть. С учетом высокой динамики происходящего в роликах, это скорее минус, чем плюс.

Найти какие-то действительно крупные недостатки в Metro: Last Light непросто. У 4A Games получился прекрасный сиквел, превосходящий своего предшественника. Если вы с удовольствием играли в Metro 2033, то уже наверняка приобрели «Луч надежды» и без нашей рецензии. Ну а тем, кто только собирается впервые ступить на землю созданного Дмитрием Глуховским и украинскими разработчиками постъядерного мира, не стоит даже сомневаться — Last Light не разочарует.

Достоинства:
потрясающий антураж разрушенного мира;
мрачная атмосфера периодически нагнетает напряжение;
сбалансированный арсенал — любое оружие имеет сильные и слабые стороны;
Last Light вознаграждает за неспешный, вдумчивый подход — торопыгам, обожающим проходить игры на скорость, тут не место.

Недостатки:
посредственный ИИ противников;
не лучшая производительность, особенно на картах ATI;
невразумительное озвучение диалогов;
слабая анимация человеческих персонажей.


Графика. Виртуозный симбиоз технической и художественной составляющих. Один из героев не зря называет метро живым существом — насыщенное деталями и впечатляющее своим жестким очарованием, окружение является полноправным участником событий. Мир Last Light не блещет яркими красками, но уж точно оставляет яркие впечатления. Оценка: 10
Звук. На поверхности и под землей никогда не чувствуешь себя в безопасности. Об этом постоянно напоминает барабанящий по крыше ржавого вагона ливень, мощные раскаты грома, зловещее ворчание мутировавших тварей, прячущихся во тьме от луча фонаря. Превосходную звуковую картину портят лишь усердно переигрывающие в каждом втором диалоге актеры. Оценка: 8
Одиночная игра . Почти во всех ситуациях мы вольны сами задавать темп, выбирая между стелсом и стрельбой, исследованием таинственных ответвлений и стремительным спринтом к цели. Однако Last Light все равно остается не лишенным недостатков линейным экшеном (подробнее в рецензии). Оценка: 9
Коллективная игра. В релизе не предусмотрена, но разработчики обещают выпустить мультиплеерный режим отдельно, примерно через полгода. Вопрос о том, кому спустя столько времени это будет нужно и интересно, остается открытым.
Общее впечатление. Last Light удался не только как сиквел, во всем превосходящий своего предшественника, но и как оригинальный, атмосферный и очень увлекательный шутер. Настоятельно рекомендуется к ознакомлению, даже если Metro 2033 прошел мимо вас. Оценка: 9