Жанр Шутер от первого лица
Издатель 2K Games
Издатель в России «1С-СофтКлаб»
Разработчик Irrational Games
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo 2,4 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,7 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9800 GTX/AMD ATI Radeon HD 4870, 20 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core 2 Quad 2,4 ГГц/AMD Athlon II X4 2,4 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 6950/NVIDIA GeForce GTX 560
Дата выхода 26 марта 2013 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PC, Mac, Xbox 360, PlayStation 3
Официальный сайт http://www.bioshockinfinite.com/
Игра протестирована на PC
За плечами студии Irrational Games плеяда отличных игр, в которой особенно ярко сияет звезда BioShock. Шутер 2007 года выпуска заслуженно считается не только лучшей работой компании, но и одной из самых значимых игр на ПК и текущем поколении консолей. Время неумолимо бежит вперед, а цикл жизни последних подходит к концу — но, как и со звездами, окончательному угасанию предшествует ослепительно яркая вспышка.
На роль такого явления задолго до выхода претендовало идейное продолжение BioShock — BioShock Infinite. Вопрос лишь в том, как можно превзойти гениальный шутер, войти в одну реку дважды, заставить молнию снова ударить в то же место? Как оказалось, Кену Левину и Irrational Games это вполне под силу. Пристегните ремни, мы отправляемся в Колумбию!
Город-сказка?
Если вы, как и главный герой Букер Девитт, в Колумбии впервые, то вас определенно ожидает культурный шок. Парящий в небесах город олицетворяет собой все, о чем мечтали гордые патриотичные американцы в 1912 году. Но не забудьте добавить к «гордый» и «патриотичный» такие черты, как «голубоглазый» и «белый» — только таким может быть настоящий гражданин летающего города. Все остальные — отбросы, достойные лишь презрения и жалкого существования в качестве слуг для своих чистокровных господ.
Infinite не стесняется говорить на неудобную тему, и делает это с поистине грандиозным размахом. Однако расизм и нетерпимость — лишь фоновый мотив, на который Букеру нельзя отвлекаться, если он хочет выполнить свою миссию. Он прибыл в Колумбию за некой девушкой по имени Элизабет с тем, чтобы доставить ее в Нью-Йорк и «заплатить по долгам». Поначалу Девитт производит впечатление малоприятного субъекта с темным прошлым, но с течением истории и по мере совершения протагонистом ряда важных поступков (как хороших, так и не очень) вы наверняка измените свое отношение к нему. Особенно когда узнаете, кто такая Элизабет и что она значит для героя.
Но вернемся к красавице Колумбии. Несмотря на существенную разницу в расположении с Восторгом из BioShock, у этих двух городов много общего. Как и под водой, в небесах правит мудрый отец-основатель — вот только Комсток, в отличие от Райана, не только не отринул религию, но и сделал её главной силой в деле властвования над мегаполисом. Повсюду можно увидеть агитационные плакаты, превозносящие чистоту нации и спасение в следовании за Отцом Комстоком — пророком, оберегающим честных горожан от нечестивых иноземцев и Ложного пастыря (то есть Букера Девитта), способного сбить Агнца с пути истинного. До выхода Infinite разработчики заставили многих думать, что они собираются попирать христианство, однако это не так. Сценаристы просто используют религиозный символизм в своих целях, строя на его основе увлекательнейшую историю взаимоотношений Элизабет и Букера.
Боевые просторы
При этом говорить, что BioShock Infinite целиком и полностью держится на сюжете, было бы неправильно — бои и сама шутерная часть играют не меньшую роль. В этом плане игра старается быть похожей на оригинал 2007 года. Здесь тоже, помимо традиционного оружия, присутствуют плазмиды (пусть они теперь и называются энергетиками, суть от этого не меняется), являющиеся эквивалентом заклинаний из фэнтезийных игр. Поэтому в одной руке Букер всегда сжимает верный ствол, а с помощью второй швыряется энергетиками во врагов.
Оружия в Infinite необычно много — больше дюжины наименований. Вы вряд ли вдоволь настреляетесь из каждого за одно прохождение, но зато без проблем выберете из всего многообразия парочку любимых пушек. Тем более что носить с собой можно только два образца продукции местной оружейной промышленности. Выбрать действительно есть из чего — к вашим услугам пистолеты, несколько дробовиков, автоматы, карабины, снайперские винтовки, гранатометы и даже впечатляющий многоствольный пулемет с ручным приводом. Все это смертоносное добро можно улучшать, тратя найденные по пути деньги в специально оборудованных автоматах.
К сожалению, разработчики слишком уж сильно увлеклись огнестрельными средствами умерщвления, как будто позабыв об энергетиках. В итоге получилась странная картина — их тоже немало (чуть меньше десятка), но многие кажутся очень похожими между собой и, как следствие, ненужными. Здесь Infinite не выдерживает сравнения с оригинальной BioShock, где надо было заранее продумывать ситуацию и с толком использовать специфичные плазмиды. Да, есть несколько видов врагов, восприимчивых к эффектам конкретных энергетиков, однако их применение все равно не критично — пара залпов в голову или иную уязвимую область противника решает проблему раньше, чем приходит мысль задействовать генно-модифицированные способности Букера.
Ситуация значительно улучшается, если играть на максимальном уровне сложности. Вот здесь очень кстати приходятся многообразие арсенала (попробуй убей этого бронированного Патриота из чего-то мелкокалиберного!) и различные энергетики. Кроме того, вы начнете по-другому смотреть на аэротрассы, проложенные над многими локациями (а также под ними, сбоку и насквозь), превратившимися в поле боя. Зацепиться аэрокрюком за рельс, проскользить пару десятков метров и скрыться за деталями архитектуры, пока восстановится щит, а затем обрушится на одинокого противника, перевести дух и издалека расстрелять группу негодяев — вот один из возможных сценариев перестрелки на высокой сложности.
На «харде» помощь Элизабет уже не кажется подачкой для калек. Дело в том, что в бою девушка постоянно «подносит ружья», снабжая Букера всей необходимой амуницией, включая патроны, аптечки и соли, расходуемые на использование энергетиков. Из-за этого вы совершенно не будете напрягаться, проходя Infinite на среднем уровне сложности. Автор этих строк вообще ни разу не умер и не перезагрузился за все девять часов игры. Совсем по-другому воспринимаешь помощь прекрасной дамы, стоя в беснующейся массе вражин на сложности повыше. Поэтому, если вы хотите получить наилучшие впечатления от боевой части Infinite, не тратьте свое время на компромиссы.
Тем более что экшен здесь весьма увлекательный и проработанный. Противники не отличаются эйнштейновским интеллектом, но действуют достаточно разнопланово. Соответственно, бои тем интереснее, чем больше видов врагов в них участвует. Скажем, группа обычных полицейских Колумбии прет грудью на пули, отвлекая внимание на себя, — что и нужно снайперам, способным уложить нашего героя с одного-двух выстрелов. А если рядом Ворон, то нужно быть особенно осторожным, краем глаза следя за его стремительными перемещениями и резкими атаками. В такие моменты Элизабет становится отличным подспорьем — она способна не только помогать с припасами, но и создавать Разрывы, выдергивая из других миров различные предметы (разумеется, в строго отведенных дизайнерами уровней точках). Однако держать открытыми несколько Разрывов одновременно ей не под силу — вот и приходится часто выбирать между укрытием, ящиками с оружием или дружественной стационарной турелью.
Другая жизнь
Девушку, за которой Девитт отправился в Колумбию, можно считать самым главным достижением Irrational Games в работе над BioShock Infinite. Она играет важную роль в геймплее шутера, органично дополняя талант Букера «решать проблемы» с помощью своих экстраординарных способностей.
Но еще большее значение Элизабет имеет для сюжета. История Infinite вращается вокруг неё, закручиваясь в сжимающуюся спираль и выстреливая с невероятной силой в самом финале. Нельзя говорить ни единого слова, чтобы не испортить впечатление еще не игравшим, однако будьте уверены — сюжет вас не разочарует. Повествование движется в очень энергичном темпе, бросая главных героев из одной интересной ситуации в другую. Вопросы наверняка будут накапливаться быстрее, чем вы сможете находить на них ответы, однако не переживайте — финал расставит по своим местам абсолютно все.
Ни капельки не преувеличивая, мы можем назвать кульминацию Infinite одновременно грандиозной и очень элегантной. Игры последних лет приучили нас не возлагать больших надежд на финал, однако Irrational Games взяла эту тенденцию, расщепила её на молекулы и развеяла по ветру. Сюжетное напряжение нарастает, выходя на пик в последние двадцать минут игры, а затем взрывается в голове тысячей ахов, охов и «черт побери, что это было?». Шквал эмоций сменяется более осознанным непечатно-восторженным «#@%!!@#, вот это @!#%^ круто!», когда приходишь к окончательному пониманию картины, которую сценаристы, оказывается, кропотливо выстраивали в вашей голове с самого начала. Если вы читали фантастический эпос «Темная Башня» Стивена Кинга, то наверняка испытаете очень похожие чувства.
Это потрясение превращает BioShock Infinite в нечто большее, чем просто игра, — мы словно проживаем другую жизнь в другом мире, из которого не хочется возвращаться. Кажется, это и является изначальной целью любой компьютерной игры. После этого выискивать недостатки и придираться к каким-то частностям будет просто мелко — вы ведь не хотели бы провести свою жизнь в таком ничтожном копошении?
Локализация
Жаль, но локализация не заслуживает восторженных эпитетов, которыми мы наградили саму игру. Персонажи не заговорили по-русски, многочисленные афиши, плакаты и надписи тоже остались в первозданном виде. Немного сглаживает ситуацию адекватный перевод текстовой части, однако техническая реализация нескольких элементов портит всю картину. Во-первых, субтитры для многочисленных аудиозаписей, которые вы находите во время исследования укромных закоулков, отсутствуют — чтобы понять, о чем говорил персонаж, вам придется выйти в главное меню и прочитать текст в соответствующем разделе. Во-вторых, когда вы наводите прицел на какую-либо надпись (скажем, на прибитую к двери записку), в левой части экрана отображается её русскоязычный вариант — это очень неудобное решение, из-за которого большая часть подобной информации наверняка пройдет мимо тех, кто не знает английского.
Скорее всего, эти технические моменты были реализованы разработчиком и не имеют никакого отношения к работе локализаторов. Однако мы оцениваем впечатления от перевода, а из-за этих промахов они оказались далеко не самыми приятными. Оценка локализации: 7
Достоинства:
эффектная аудиовизуальная оболочка;
Колумбия — не только завораживающе красивый, но и интересный для исследования город;
сюжет увлекает, непрекращающимся вихрем перенося игрока от одного события к другому;
ошеломляющий финал, который останется в памяти очень надолго;
аэротрассы и таланты Элизабет заметно разнообразят перестрелки.
Недостатки:
средний уровень сложности — это до неприличия простая прогулка, не дающая игре полностью раскрыться как шутеру;
важность энергетиков по сравнению с BioShock значительно снизилась.
Графика
Город в облаках залит ярким светом — настолько плотным, что, кажется, его можно потрогать. Снимаем шляпу за безупречно выдержанный стиль и гротескные патриотические мотивы в дизайне. Оценка: 10
Звук
Внимание к деталям просто поразительное — к примеру, первой подсказкой о том, что представляют собой Разрывы, может стать играющая из них музыка. Всем без исключения героям подходят их голоса, эффекты звучные и уместные, а саундтрек ласкает слух. Оценка: 10
Одиночная игра
Действие несется вперед подобно летящему по аэротрассе тандему главных героев. Повествование не провисает и не топчется на месте, экшен бодр, история непрерывно развивается — все как по учебнику. Оценка: 10
Коллективная игра
Не предусмотрена.
Общее впечатление
Не прошло и трех месяцев, как у нас уже появился серьезный претендент на статус «Игры года». Нечто большее, чем просто увлекательный шутер с глубокой и захватывающей историей, — таких слов мы не произносили со времен выхода BioShock. Оценка: 10