Мне на тест попалась камера Nikon 1 V2 в ослепительно-белом «костюмчике», поблескивающем эмалью, — и, хоть я знаю про существование и черных, на мой вкус, белый тут выигрывает в стопитсот раз.

Впрочем, не совсем очередная, ибо выпущена одним из двух царей зеркальной горы, — Никоном (про кэноновскую я уже писал: «Огород» «Маленький член семьи»). Оба царя горы с выпуском своих беззеркалок несколько подзапоздали, — впрочем, это позволило им учесть опыт конкурентов, порой — довольно эффектно.

Оба же очень озаботились внешним видом своих малюток. И та камера (Canon EOS M), и эта — покрыты блистающей, притягивающей взгляд и руку эмалью, и та и эта — очень приятны внешне, что называется, красивы корпусом. Так что давайте пока «встретим по одежке».

Nikon 1 V2, как и положено беззеркалке, совсем невелика собой, особенно, если с «китовым» объективчиком 10-30 (даже страшно представить, что будет с «блинчиком»). Стоит иметь в виду очень сравнительно большой кроп-фактор: 2,7 — при 1,5-1,6 у обычных «кропнутых» зеркалок и таком же (1,6) у кэноновской беззеркалки. Дело понятное — сенсор у 1 V2 всего дюймовый, что, хоть и заметно больше, чем у разных цифромыльниц, не говоря уже о камерофонах, — куда меньше, чем не только у зеркалок, но даже у беззеркалок формата 4:3, разных там Панасоников и Олимпусов.

Но не будем отвлекаться, продолжим про «одёжку». Мне на тест попалась камера в ослепительно-белом «костюмчике», поблескивающем эмалью, — и, хоть я знаю про существование и черных, на мой вкус, белый тут выигрывает в стопитсот раз. Справа довольно большой (для удобства) захват, оклеенный как бы резиной, а сзади — как бы резиновая полоска под большой палец. Две отдельных кнопки сверху: большая для фото и маленькая, с красной точечкой — для видео. И два же колесика: переключения режимов и ползанья по меню и увеличения/уменьшения картинки.

Есть колёсико и сзади, эдакое… джойстиковое. А также, слева, еще четыре кнопки. А также, наверху, еще одна маленькая, функциональная (F). То есть, имея в виду нечувствительность довольно большого (7,5 сантиметра) монитора, почти всё управление можно осуществлять именно дисками и кнопками. Что, конечно, всегда (и тут тоже) — хорошо. Остается пожалеть разве, что почти всё, а не всё, — но тут вам (ну просто по количеству свободного места на корпусе) — к зеркалкам, желательно к тем, что попрофессиональнее и подороже.

Единственное, что показалось мне плохо продуманным, — это конструкция и расположение включально/выключального механизма. Он сделан в виде вращающегося язычка вокруг спусковой фотокнопки, — ровно так, как на множестве камер сделан зум, и, имея к этому привычку, то и дело вращаешь этот язычок, к зуму отношения не имеющий, и невольно камеру выключаешь. Конечно, привыкнуть можно и к этому, но труднее всего придется тем (вроде меня), у которых есть еще и камера, где ровно такой язычок отвечает за зум.

Зум у 1 V2, понятное дело, находится непосредственно на объективе, который при желании поставляется вместе с тушкой (тогда всё это стоит вместо 800 «тушечных» баксов — около 900). Специальных объективов под беззеркальные Никоны выпущено пока немного (и бог весть, как с этим делом пойдет дальше), называются они 1 NIKKOR и интересны (а для меня — так, скорее, раздражающи) наличием специальной кнопки, которая объектив блокирует/разблокирует, автоматом выключая/включая камеру. Я не впервые сталкиваюсь с блокировкой зумов, мой любимый кэноновский 100-400 имеет для этого даже специальное тормозящее кольцо, — но здесь я предпочел бы обойтись без блокировки: ход зума невелик, а возни и недоразумений с блокировкой, — полным-полно.

При включении камеры «хвостиком» при заблокированном объективе весь ее экран заполняется табличкой с не очень внятными объяснениями, как объектив разблокировать, и чаще всего табличка не исчезает и после разблокировки, ужасно раздражая. Наверное, впрочем, и к этому со временем можно приноровиться.

Вообще говоря, существует и специальный байонетный переходник под стандартные, «зеркальные» никоновские объективы, — но он заметно увеличивает размер камерки, и не все фокусировочные изыски с ним работают вообще или вполне.

Следующая составляющая (на мой вкус) красоты — нахлобучка над объективом. Она скрывает дисплейчик «малого» видоискателя и прикрытую крышкой не вполне стандартную контактную площадку под вспышки и прочие разные приблуды-аксессуары. Например, GPS-приемничек, которого мне на тест, увы, не дали, равно как и Wi-Fi-модуля, вставляющегося в гнездо USB. Зато дали вспышку: тоже компактную, хотя и не совсем мощную. Но тут уж из двух одно. Опять же: нужна мощная — ставьте контактный переходничок и используйте серьезную.

Подводя итоги «одёжке»: камерка легка, удобна и очень хороша собой. До ее «ума» мы дойдем чуть ниже, а теперь — об ее устройстве. Я далеко не первый раз пишу о беззеркалках, особое внимания уделяя им как концепту, и вот (повторюсь) — основные, на мой вкус, его недостатки.

1. Неудобно визировать по дисплею: и из-за его всегдашней тормознутости, из-за засветки, и из-за всегда неверной передачи натуральных цветов и динамического диапазона. И, наконец, из-за того, что открытый дисплей не позволяет фотографу остаться один на один с кадром.

2. Ни разу не встретил полного преодоления проблем с автофокусом, для которого (быстрого, фазового), как я понимаю, зеркало все же необходимо.

Надо признаться, что Nikon об этих проблемах знает и изо всех сил пытается их преодолеть. Для начала, — он добавил к заднему дисплею 1 V2 еще и глазок видоискателя, — так что отгородиться от мира теперь можно. Некоторые производители (Canon, Samsung) этого просто не делают, некоторые (Panasonic) — предлагают такие видоискатели как опцию. Встроенный видоискатель — это, на мой вкус, заметный плюс. Однако он все равно весьма зернист (матрица явно не Hi-Res) и тормознут: даже не пытайтесь проследить через него за чем-нибудь достаточно быстрым, не кидайте взгляд камеры слева направо или наоборот.

Поработали производители и над автофокусом: судя по их заявлению, там есть и фазовый (с мильёном точек), и контрастный. Впрочем, ровно то же (может, с другими цифрами) заявлял в свое время и Canon. Однако… Однако у EOS M автофокус, на мой вкус, не годился никуда, а у 1 V2 хоть вроде бы и получше, все равно не идет ни в какое сравнение по скорости и точности с автофокусом «зеркальным». Тут еще прибавляет (убавляет) подчеркнутая интеллектуальность 1 V2, с помощью которой камера пытается сама определить, на чем именно фокусироваться.

У моего сына есть обворожительный щенок, которого я никак ничем, кроме серьезной зеркалки, не могу снять: едва почувствовав на себе внимание объектива, щенок начинает вертеться как бешеный. У 1 V2 есть специальные режимы на такие случаи, снимающие целые серии и либо предлагающие вам самому выбрать лучший снимок, либо старающиеся справиться с этой задачей интеллектуально-самостоятельно. И вот: я попробовал подловить щенка в одном из таких режимов. Сказать по правде, подловиться-то он подловился, — однако интеллектуальный фокус оказался, увы, отнюдь не на нем, а на не важном заднем плане. Даже без лица.

Еще один серьезный (на мой вкус) недостаток 1 V2 обнаружил в скорости готовности к следующему снимку, когда вы снимаете их не в серии, а поштучно. Между нажатием на спуск и возможностью следующего нажатия проходят… секунды! Не многие, но одна-две, а то и три (зависит, в чем записываете снимки: в jpg или собственном Nikon’а raw’е с расширением NEF) все же проходят. То есть, если вы не выставили аппарат на серийную съемку, будьте готовы ждать после съемки одного кадра возможности снять следующий достаточно долго для того, чтобы объект съемки перестал быть интересным…

Или еще пример. Я пытался сделать автопортрет камеры в зеркале. И единственный годный снимок был выбран аж из восьми! — с остальными то ли интеллект ошибся, то ли автофокус…

Что же касается шумов, которые вроде бы должны были сильно проявляться при дюймовости матрицы, — они-то как раз меня смутили не особенно. Во-первых, они, в соответствующей мере, придают снимку ту самую экстремальность, которую в свое время давала сверхвысокочувствительная пленка. Зерно! Во-вторых, если отсутствие шумов или их минимум для вас принципиален, — вы точно не станете снимать восьмисотдолларовой беззеркалкой. От кого бы то ни было. (Кстати заметить, цена на 1 V2 кажется мне несколько завышенной, но производителю виднее, на что делать упор: на продажи немногого за дорого или многого за подешевле).

Но в более или менее нормальных, спокойных ситуациях камера снимает достаточно хорошо. И по цветовому балансу, и по автоматической ловле центра сюжета. И вообще.

И под конец — про название. Про кадромёт.

Производитель подчеркивает такие возможности камеры, как съемка множества кадров подряд в буфер с последующим выбором нужного и — съемка небольших видеороликов с последующим же замедленным просмотром и тоже — выбором. Чему посвящены на колесике режимов съемки целых две позиции (на которые, правда, не напереключаешься)! Обеспечивают всё это, с его слов, аж два новых и быстрых процессора, молниеносно обрабатывающих большой объем изобразительного материала (по мне так лучше бы всё же увеличили и ускорили буфер!).

Должен заметить, что, на мой взгляд, всё это уже прямого отношения к фотографии не имеет и давно освоено производителями различных продвинутых мыльниц, а главное — камерофонов. Я недавно встретил в сети очень интересную заметку о том, что фотографию скоро вообще заменит сплошная видеосъемка с последующим выбором лучших кадров, — я в этом пока сомневаюсь хотя бы потому, что просто не найдется в мире столько времени и сил, чтобы всё это пересмотреть и выбрать. Ибо, когда сидишь за компьютером, — пребываешь совсем не в том состоянии, в котором следишь за происходящим через камерный видоискатель. Однако чисто технически, — почему бы и нет?!

Кроме того, 1 V2 умеет снимать и по 400, и по 1200 кадров в секунду (подлинный кадромёт), — правда, с крохотным разрешением. Но с этим всем мы уже познакомились давным-давно. Благодаря хотя бы Casio с ее EX-F1 («Огород» «Formula 1»).

Автор: Евгений Козловский