Последний блокбастер уходящего 2012-го оказался одной из самых грандиозных и прекрасных игр этого года. Вообще, к нам в руки не так часто попадают экшены с открытым миром, где вдобавок ещё и всё в порядке с сюжетом. Хотя это слишком короткая характеристика для Far Cry 3 — в игре слишком много интересного, чтобы описывать всё в двух строчках

Жанр Экшен
Издатель Ubisoft
Издатель в России Ubisoft Montreal
Разработчик Electronic Arts Russia
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E6700 2,66 ГГц / AMD Athlon 64 X2 6000+ 3,0 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 8800/AMD ATI Radeon HD 2900, 8 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Intel Core i7-2600K 3,4 ГГц/AMD FX-4150 II 3,8 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11, Shader Model 4.0 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 640/AMD ATI Radeon HD 6770, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в uPlay
Дата выхода 30 ноября 2012 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PC, PS3, Xbox 360
Официальный сайт игры http://far-cry.ubi.com/far-cry-3/en-US/
Игра протестирована на PC


Прежде чем приступать к разговору о Far Cry 3, стоит вспомнить предшественницу — уж больно они похожи.

Far Cry 2 была, в общем-то, очень посредственной игрой. Ubisoft будто бы специально всевозможным занудством испортила шутер с изначально отличной механикой. Ладно, посредственный сюжет и относительно однообразные задания — этим страдают почти все «песочницы». Но вспомните идиотскую необходимость постоянно искать таблетки от малярии (что держало в неприятном напряжении — вдруг герой окочурится посреди миссии?), тотальное возрождение противников, а также виртуальный мир, целиком ополчившийся на пользователя. Куда бы ни следовал протагонист, в каждой из одинаковых деревенек его ждали однотипные и бесконечно перерождающиеся враги. Ну и, наконец, прямо скажем, невыдающаяся Африка, представлявшая собой сплошную коричневую размазню, после которой и вспомнить-то нечего.

В этом плане Far Cry 3 является образцовой работой над ошибками. Здесь снова огромный экзотический мир, где в основном также приходиться стрелять, чуть реже — ездить и исследовать местные просторы. Но насколько увлекательнее становится процесс, когда к существующей концепции прибавляются удачно поданная история, по-настоящему красивое и разнообразное окружение, а также несколько неожиданных новшеств, большинство из которых свойственны ролевым играм.

Путь от себя и к себе

Джейсон Броуди вместе с друзьями-мажорами отправляется в экзотическое путешествие на тихоокеанский остров. Однако отпуск молодых людей портят пираты-работорговцы, рассчитывающие получить за калифорнийских ребят хороший выкуп. Главный герой пытается сбежать вместе с братом, но последний погибает от рук главаря бандитов. Далее протагонисту всё-таки удаётся вырваться на свободу, он знакомится с местным ополчением и начинает очищать остров от пиратов, также по ходу дела вызволяя собственных друзей и открывая в себе новые черты характера.

История как бы рассказывает нам о превращении слабенького мальчика из богатой семьи в безжалостного и почти безумного убийцу. В прологе Джейсон чуть ли не писается от страха при виде вооруженных врагов, чуть позже начинает постигать азы местной философии (конечно же, через наркотики), а затем берёт в руки автомат и просто идёт в бой. По ходу повествования нас ждут психоделичные испытания под тяжёлыми веществами, бесконечные разговоры о безумии и истинном предназначении воина.

Честно говоря, процесс трансформации главного героя показан уж очень условно — понятно, что при ином раскладе нам бы пришлось половину сюжета не участвовать в открытых перестрелках, а наблюдать за плавным процессом набора мужества, ползая по джунглям подальше от врагов. Но, тем не менее, всё эти метаморфозы кажутся немного смешными — в недавней Spec Ops: The Line, кстати, было нечто похожее, но драматическая составляющая там «вставляла» всё же куда сильнее (к слову, истории обеих игр вдохновлены знаменитой повестью «Сердце тьмы»). Впрочем, давно известно, что «песочницу» с шибко трогательным сюжетом сделать непросто — уж очень разбавляют повествование многочисленные развлечения и забавы в открытом мире.

Зато к самой подаче сценария нет и не может быть никаких претензий. Far Cry 3 по части зрелищности уделывает иные блокбастеры от третьего лица — героя ждут падения (непременно головокружительные), полёты на дельтаплане (дань серии) и параплане, зрелищные рукопашные драки и красивые ролики.

Ну а персонажи истории и вовсе находятся выше всяких дифирамбов. Врач-грибник, очкастый лидер островных ополченцев, загадочная шаманка (или кто она там?) Цитра, американский шпион, немецкий наёмник, алчный работорговец — все они словно сошли с экранов первоклассных приключенческих боевиков. Диалоги, мимика, жесты — актёры по-настоящему играют свои роли. Но все вышеперечисленные товарищи просто меркнут перед лидером пиратов по имени Ваас — этот сумасшедший злодей, вне всяких сомнений, достоин игрового «Оскара» и камео в каких-нибудь других проектах от Ubisoft. Таких крутых антагонистов редко встретишь — сравнение тут уместно, как бы это банально ни прозвучало, с Джокером из «Темного рыцаря».

Диво-остров

Удивительная лояльность — Far Cry 3 разрешает игроку самому принимать решения о том, чем заняться дальше. Можно в высоком темпе пробежать сюжет (это займёт 12–15 часов), не тратя время на побочные задания, прокачку и изучение окрестностей. С другой стороны, виртуальный мир игры настолько прекрасен и наполнен всякими прикольными деталями, что упустить возможность побродить по нему — сущее кощунство.

Местные тропики очень похожи на то, что было в первой Far Cry, — всюду яркие краски; мягкая трава, покрывающая поля и горы; бирюзовое море, в котором ужасно хочется искупаться. Вдобавок тут расположены пирамиды древних цивилизаций (почему в Тихом океане?), военные базы японцев времён Второй мировой и прочие небезынтересные локации. При этом по размеру мир уместно сравнивать с Red Dead Redemption или той же Far Cry 2 — в общем, простора для прогулок и исследований тут более чем достаточно.

Карта поделена на сектора, в каждом — по вышке радиосвязи. Чтобы открыть регион со всеми локальными достопримечательностями на GPS, нужно залезть на вышку, нажать кнопочку и… Нет, прыжок веры совершать необязательно, достаточно лихо спуститься по тросу. Но метод открытия мира действительно в точности повторяет оный в Assassin’s Creed. Ещё одна деталь подчеркивает сходство с игрой про средневековых убийц — базы пиратов, на которые можно совершать набеги, тем самым изгоняя злодеев с территории и передавая её во владения дружественным туземцам.

На самом деле то, что описано абзацем выше, наверняка на словах кажется дикой скукой и занудством. Но суть в том, что мир в Far Cry 3 выглядит настолько здорово и привлекательно, что очень сложно удержаться от этого почти бессмысленного процесса очистки карты от врагов и «тёмных» областей. Автор этого текста всегда терпеть не мог подобные побочные развлечения, но в этот раз почему-то потратил пяток часов на «первооткрывательство».

Что до сугубо «ролевых» элементов, то в игре заметное внимание уделено охоте и прокачке. Причём первое накрепко связано со вторым. К примеру, Джейсон может увеличить размер походного рюкзака, присобачить подвязку для дополнительного оружия или расширить сумку для гранат. Для этого придётся проявить своё мужское начало и поубивать зверюшек, пустив их шкуры на прокачку конкретных элементов инвентаря. Ещё из «скайримщины» — собирательство растений для оперативного изготовления лекарств и стимуляторов.

Плюс ко всему есть в Far Cry 3 и древо прокачки навыков. Хотя назвать его логичным язык не поворачивается — можно подумать, что повышенное здоровье равнозначно по важности с умением дольше задерживать дыхание под водой. Но опыт набирается достаточно быстро, поэтому ближе к концу игры откроются практически все таланты.

На самом деле, при должном желании все эти ролевые аспекты игры можно запросто раскритиковать. Вот, скажем, зачем собирать цветочки и мастерить из них аптечки, если уже на втором часу прохождения открывается способность восстанавливать здоровье самостоятельно, нажатием одной клавиши? С другой стороны, некоторая несбалансированность игре почти не мешает. Как уже сказано выше, нравится игроку охотиться на кабанчиков с луком и стрелами — пожалуйста. Не нравится — следуйте дальше по сюжетной части, запросто обойдётесь и без расширенной сумки для стволов.

Стрелять и ползать

Однако мы помним, что Far Cry 3 — это не симулятор наркомана-охотника, а всё-таки шутер от первого лица. И к самому главному аспекту игры у нас, в общем-то, никаких претензий не имеется. Умеренно-достаточное разнообразие оружия (с возможностью лёгких модификаций), адекватно работающая механика, никакого кретинского износа из Far Cry 2 и продуманный дизайн уровней, обеспечивающий яркие и непохожие друг на друга перестрелки.

Ещё впервые в серии дебютировал стелс. На стволы можно прицепить глушители, хотя это скучно — куда веселее ползать на корточках и резать пиратов ножом. На худой конец — стрелять из лука, притаившись в густой листве. Эпизоды с необходимостью скрытного прохождения несколько раз встречаются в процессе игры — они вполне просты и неплохо отвлекают от непрекращающейся стрельбы, но всё же хорошо, что Ubisoft не стала сильно налегать на эту часть.

Теперь, по идее, мы должны затронуть тему мультиплеера. Знали бы вы, как скучно в очередной раз писать про сетевую часть современных шутеров. Вот есть, скажем, Halo, Call of Duty, Battlefield и Gears of War — передовые арены для многопользовательских сражений. А есть десятки других игр, необязательно плохих. Но практически везде примерно одно и то же, с небольшими вариациями и поправками на место действия. Вот и Far Cry 3 — набившие оскомину командные матчи, доминирование и прочий стандартный набор в тропических декорациях. Ну, в общем, дальше описывать что-то мы не видим смысла. С кооперативом почти то же самое. Четыре игрока и шесть уровней, обставленных в виде псевдоистории. В общем, очередная «орда», но с пиратами и под пальмами.

Far Cry 3 очень хочется назвать идеальной игрой с открытым миром, где прекрасны практически все составные элементы. Более того, новый шутер от Ubisoft без ложных преувеличений подпадает под звание одной из самых красивых и технологичных игр современности. Общую картину портят разве что не до конца продуманные ролевые элементы и самая малость однообразия — чувствуется, что потенциал у здешних игровых механик еще есть. Однако это не мешает наградить последний блокбастер перед концом света высшим баллом. А то, знаете ли, потом уже возможность так расщедриться может и не представиться.

Локализация

О чудо! В российском переводе (официальном, если что) вдруг появился мат! Это просто настоящий тектонический сдвиг.

Всегда было странно слышать откровенно грубые ругательства на английском языке, которые наши переводчики адаптируют под пуританские «блин» и «чёрт». Конечно, трёхэтажных матерных конструкций, как в переводах Д.Ю. Пучкова, в Far Cry 3 нет, но персонажи, в общем-то, адекватно нецензурно вопят в подходящие моменты.

Тут в Сети появилось множество жалоб на то, что наши актёры, дескать, не умеют нетеатрально материться. На наш взгляд, это пустые придирки — в фильмах и играх в переводе любая речь, даже цензурная, звучит не так, как в жизни. А в случае с FC3 просто заострили внимание на пресловутых матерных словах, с которыми всё в порядке.

Не подумайте, что столь щедрая оценка выставлена только за сам факт наличия нецензурной брани. Все остальное находится на высоком уровне, поэтому остается либо придираться к мелочам, либо наслаждаться качественной работой. Мы не зануды, поэтому выбираем второй вариант.

Оценка локализации: 9

Достоинства:
наполненный всякими интересностями колоссальный и красивый мир;
сюжет, за которым увлекательно наблюдать;
графика такая, ради которой нестыдно и видеокарту обновить;
удовольствие от незамысловатого процесса стрельбы по врагам.
Недостатки:
интерфейс местами слишком усложнён.
Графика: DirectX 11 демонстрирует все достоинства движка во всей красе, да и дизайн находится на уровне технологий. В итоге, повторимся, Far Cry 3 получилась одной из самых красивых игр современности. Оценка: 10
Звук: Интересные музыкальные мотивы, удачная игра актёров, хорошие звуковые эффекты. Что ещё надо? Оценка: 10
Одиночная игра: Сюжет про путь обычного парня во тьму и к бездне отдает некоторым гротеском. Но подача, наличие непохожих друг на друга миссий — всё здорово. Оценка: 10
Коллективная игра: Стандартный джентльменский набор — не может же быть экшен сегодня без сетевой части? Впрочем, из неё толком ничего не выделишь, она просто есть и выполняет свою функцию. Оценка: 7
Общее впечатление: Пожалуй, главный претендент на звание игры года.

Видео: