Мы используем в повседневной деятельности все большее количество веб-сервисов: Facebook, YouTube, Twitter — этот список можно долго продолжать. Сервис IfThisThenThat («если это, тогда то») позволяет интегрировать их между собой, дополняя функционал одного сервиса возможностями другого. Как это сделать — читайте в нашем обзоре

Итак, что многие из нас делают каждый день? Получают электронную почту в Gmail, публикуют сообщения в Twitter, собирают заметки в Evernote, хранят файлы в Dropbox… Часть этих действий непременно связана с рутинными операциями: к примеру, вы загрузили ролик на YouTube и, чтобы показать его друзьям, публикуете ссылку на Facebook или отправляете электронное письмо. Это может занять лишнюю минуту времени и отнять немного сил, что, в общем-то, некритично, если подобные действия выполняются изредка. Но у активных интернет-юзеров львиная доля внимания уделяется именно рутинным процессам: размещению фотографий одновременно на нескольких фотохостингах, сохранению входящих писем в виде заметок Evernote и тому подобному. Для упрощения задачи многие сервисы предоставляют различные возможности интеграции — так, «Вконтакте» позволяет экспортировать статусы в Facebook, LiveJournal и Twitter, а Blogger — создавать посты из писем, поступивших на «секретный» e-mail, однако все это достаточно разрозненно и зависит от параметров каждого ресурса по отдельности.

Чтобы свести ваши веб-службы воедино, на свет появились mashup-приложения. Они позволяют строить хитроумные комбинации, соединяя функционал разных сервисов — классическим примером мэшапа считается связка Google-карт и сайтов с объявлениями. Одним из первых веб-приложений для создания пользовательских мэшапов является Yahoo! Pipes — достаточно сложный конструктор, с помощью которого формируется контент многих сайтов (в частности, так называемых «сплогов»: например, берутся RSS-потоки зарубежных блогов, автоматически переводятся через Google Translater на русский язык и публикуются). Но в данном обзоре речь пойдет о другом мэшап-приложении под названием IfThisThenThat (дословно «если это, тогда то»), которое отвечает нуждам простых пользователей Интернета.

Сервис недавно вышел из фазы бета-тестирования и стал доступным для открытой регистрации. К сожалению, интерфейс пока поддерживает только английский язык. Суть работы IfThisThenThat заключается в самом названии: если одно действие будет выполнено в одном приложении, то другое действие произойдет в другом — сервис выступит в роли посредника между ними. Ресурс поддерживает около пятидесяти веб-служб с открытыми API: Dropbox, Evernote, Instagram, Twitter и другие, включая и просто информационные стандарты — e-mail, RSS, SMS, дату и время. Данный список постоянно расширяется; к сожалению, в него не входят такие популярные в России сайты, как «Вконтакте» и LiveJournal.

Вы можете выбрать два приложения и для первого сформулировать условие, а для второго — действие, которое должно быть выполнено в результате соблюдения этого условия. Например, можно задать в качестве условия получение в Gmail письма с вложением, а в качестве действия — сохранение этого вложения в папке Dropbox. На сайте используется собственная терминология для обозначения всех используемых понятий: канал, триггер, действие, задача, рецепт. Каналы — это источники информации (Gmail, Dropbox); триггер — условие для действия (получение письма с вложением); действие — то, что должен сделать сервис (скопировать файл в папку); задача — общее наименование всей цепочки составляющих, а рецепт — это схема задачи, которой вы можете поделиться с другими. Стоит сказать, что триггеры и действия для каждого канала являются разными, и их набор постоянно увеличивается, как и число самих каналов.

Рассмотрим, как все описанное выглядит на практике.

Создание рецептов

Сайт состоит из нескольких разделов: «Мои рецепты», «Создать», «Просмотр», «Каналы» и «Настройки учетной записи». Прежде чем переходить к созданию новых задач, вы можете активировать нужные каналы, чтобы облегчить дальнейшую работу. Изначально иконки каналов отображаются серым цветом, а при подключении они становятся цветными. Каждый канал активируется собственным способом, при этом в большинстве приложений нет необходимости вводить пароль от учетной записи — вы можете быть спокойны относительно безопасности добавляемых аккаунтов. Если это веб-сервисы — Facebook, Twitter, Blogger и другие, они должны дать доступ приложению IfThisThenThat. Для Google Talk нужно добавить контакт bot@ifttt.com в список и получить в сообщении PIN-код, он же приходит в письме для активации электронной почты. Также вы можете подключить мобильный телефон для получения SMS — они приходят совершенно бесплатно (только на латинице), и главное, что сервис работает с российскими, украинскими и другими операторами включительно. Перед номером телефона нужно вводить два нуля (например, 0079134489988); для активации на него также придет сообщение с четырехзначным кодом.

В списке каналов присутствуют приложения, позволяющие настроить выполнение задачи зависящим от внешних факторов, — «Дата и время», «Погода», «Котировки валют». Правда, если для активации даты и времени достаточно выбрать часовой пояс, то остальные данные берутся с сервисов Yahoo!.

Подключив нужные каналы, можно переходить к созданию новых рецептов. Они визуально отражаются в виде формулы if this then that, где на месте слов this и that будут подставлены иконки приложений с описанием назначения. Редактирование задачи начинается со щелчка по слову this и состоит из семи последовательных шагов; с каждым новым шагом веб-страница будет плавно прокручиваться вниз и увеличиваться в длине.

На первом шаге (Choose Trigger Channel) нужно выбрать канал, для которого будет сформулировано условие. Если он не был активирован, его можно подключить сейчас. На втором шаге (Choose a Trigger) выбирается условие, то есть триггер. Как было упомянуто ранее, для каждого типа канала они являются индивидуальными, и обычно их немного — один-два, но в некоторых случаях бывает и больше (одиннадцать для Twitter, вплоть до получения твитов от отдельного пользователя). Рассмотрим несколько примеров доступных триггеров. Для e-mail: «Отправить письмо на адрес trigger@ifttt.com» и «Отправить письмо на адрес trigger@ifttt.com с указанным хештегом». Для Google Calendar: «Начало любого события» и «Начало события, содержащего ключевое слово». Для YouTube: «Новое избранное видео», «Новое просмотренное видео» и «Новое загруженное видео».

На третьем шаге (Complete Trigger Fields) изменяется поле со свойствами триггера, если оно присутствует. В рассмотренных примерах триггеров это будет настройка хештега для e-mail и ключевого слова для Google Calendar. После этого можно нажать кнопку Create Trigger, и задача окажется наполовину созданной — слово This в формулировке IfThisThenThat будет заполненным. Далее следует щелкнуть по слову that и настроить его с той же последовательностью, что и триггер. На четвертом шаге (Choose Action Channel) выбирается канал для действия, причем их здесь присутствует значительно меньшее количество — около тридцати (недоступны «пассивные» приложения, которые могут служить только для формирования условий, — дата и время, погода и прочие). На пятом шаге (Choose an Action) указывается само действие. Список доступных действий отличается от триггеров активной направленностью и определяется ключевым словом «добавить», «отправить»: добавить новое событие в Google Calendar, отправить письмо на e-mail, создать пост в Blogger. Они доступны в нескольких вариациях: к примеру, в Facebook можно опубликовать статус, разместить пост или загрузить фото.

Шестой шаг (Complete Action Fields) позволяет настроить параметры действия, а именно — содержание создаваемого сообщения/добавляемого файла. В зависимости от того, какой канал выбран, будут отображаться различные поля со свойствами: для e-mail это тема и содержание письма, для Dropbox — источник файла и путь к папке и тому подобные. В полях можно вводить текст и добавлять переменные, которые выделяются фигурными скобками, — например, «Нет данных». Переменные берутся из свойств триггера, и у e-mail они следующие: адрес электронной почты, тело и тема письма, URL вложения, дата получения, а для картинки на Flickr будут такими: заголовок и описание фото, URL изображения, короткий и исходный URL, дата загрузки и одобрения модератором. Комбинируя текст и переменные, вы можете составить шаблон наподобие следующего.

На последнем, седьмом шаге (Create and activate) добавляются через символ # теги, с помощью которых можно будет найти данный рецепт, после чего он активируется. Стоит сказать, что ждать моментального отклика от сервиса не стоит: обновления осуществляются в течение десяти-пятнадцати минут. Если вы собирались использовать IFTTT для таких задач, как отслеживание в реальном времени новых публикаций в Сети, то можете оставить такие надежды. Управление созданными задачами осуществляется в разделе My Recipes. Здесь отображается их список, который фильтруется по каналам и тегам. Рецепты можно удалять, редактировать или приостанавливать их действие, а также делать доступными для окружающих. Так, если вы считаете, что создали полезную комбинацию, то подготовьте ее описание и отправьте в сообщество IfThisThenThat. Вашему рецепту будет присвоен уникальный идентификационный номер (Recipes ID), после чего другие пользователи смогут подключить его в разделе Browse. Там уже присутствует немалое количество идей, которыми можете воспользоваться и вы. Рассмотрим несколько весьма интересных:

Download Facebook Tagged Photo (сохранять в Dropbox фотографии, загруженные в Facebook);

Text me the weather every morning (сообщать мне каждое утро о погоде по SMS);

Add event to Google Calendar from Google Talk (добавить в Google Calendar событие через Google Talk);

Star a Gmail, send it to Evernote (сохранять в заметках Evernote письма, отмеченные в Gmail);

When Facebook profile picture changes, update Twitter profile picture (при обновлении фотографии в профиле Facebook изменить ее в Twitter).

Вы можете воспользоваться готовыми рецептами или использовать их как источник вдохновения для генерации собственных идей — простор для фантазии у вас просто неограниченный.

Итоги

Сервис IfThisThenThat предоставляет необычные и крайне любопытные возможности по комбинированию функциональности различных веб-сервисов. Немного расстраивает, что поддерживаются далеко не все популярные сайты (хотелось бы увидеть в списке каналов «Вконтакте», LiveJournal, Google Plus, Picasa и другие). Однако их число постоянно растет, как и количество связанных с ними триггеров и действий. Снимаются и другие ограничения — например, еще недавно допускалось одновременное выполнение не более десяти задач, хотя по-прежнему действует главное ограничение, связанное с их долгим обновлением — раз в 10-15 минут. Надеемся, что оно будет снято для владельцев премиум-аккаунтов, введение которых значится в ближайших планах разработчиков.