В деле снижения вредных выбросов от автомобилей в атмосферу, похоже, наметился неожиданный тренд. Немцы и китайцы предложили перейти на сжатый природный газ. По мнению менеджеров Volkswagen, за ним будущее.

В ближайшие годы должен вступить в силу стандарт топлива Евро 6. Перед немецкими автомобильными компаниями ставится задача снизить выбросы углекислоты в атмосферу в среднем до 90 г/км. А такой результат показывают либо сильно задушенные дизельные моторы с впрыском мочевины, либо гибридные агрегаты с возможностью подзарядки от электросети. Ни тот, ни другой транспорт неприменим в странах с холодным климатом, а значит, эти рынки сбыта могут выйти из-под влияния германского гения.

Однако решение пришло с неожиданной стороны. Генеральный директор автоконцерна Volkswagen Маттиас Мюллер заявил, что необходимо начать популяризацию автомобилей на газовом топливе. Начались переговоры с двумя крупнейшими поставщиками газа, а именно с корпорацией ExxonMobil и с российским «Газпромом». Руководитель компании Audi Руперт Штадлер не отстает от коллеги по концерну. Топ-менеджер призвал активнее развивать моторы на CNG (сжатый природный газ). По его словам, в ближайшие 15-20 лет именно это топливо выйдет в лидеры, в то время как электрокары займут не более 30% рынка. Немцы намерены нарастить выпуск газовых машин, а значит, нужна сопутствующая инфраструктура.

«Газовое оборудование хорошо тем, что легко интегрируется в существующие силовые агрегаты, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Двигатель внутреннего сгорания, ранее работавший на бензине, легко переделывается под голубое топливо. Вмешательство в техническую часть минимальное, зато по экономичности и по экологичности газ намного превышает бензин».

Газовые автомобили гораздо универсальнее электрокаров и даже гибридов. Они могут ездить и на бензине, для чего достаточно просто переключить тумблер в салоне. Основные емкости прячутся на месте бензобака, то есть под сиденьем заднего пассажира, но для резервных нужд в таких машинах всегда есть дополнительный бензиновый бак. В серийных машинах его объем чуть более 10 л. Но этого хватает, чтобы доехать до заправочной станции или прогреть мотор во время холодного запуска на морозе.

Автомобильные компании могут быстро начать производство газовых автомобилей на базе существующих моделей, но для их реализации потребуется возведение с нуля инфраструктуры. И делать это планируется в консорциуме с крупными поставщиками газа. В России сейчас около 350 заправок на всю страну, и если человек захочет эксплуатировать такой автомобиль, то он просто не сможет это сделать. Причем речь идет не только о легковом транспорте, но и о грузовиках, а также о междугородних автобусах.

Многие переделывают автомобили на голубое топливо, но такое вмешательство не всегда идет транспорту на пользу. Нет гарантии в герметичности установленных соединений. Бывает, что газ просачивается через патрубки и попадает в салон и в подкапотное пространство. Все это грозит взрывом. Автопроизводители утверждают, что серийные автомобили будут лишены таких недостатков по причине принципиально иного подхода. Там используются современные системы пятого поколения, где топливо хранится в сжиженном состоянии и требует новых систем впрыска. Естественно, для газа высокого давления требуются и новые заправочные станции.

«Недавно на переговорах в Пекине помимо прочего обсуждался вопрос развития такой сети станций на новом транспортном коридоре из Азии в Европу», — продолжает Игорь Моржаретто. Дорога должна пройти через Казахстан, Поволжье, Москву и Санкт-Петербург. И эта трасса первой получит АЗС нового поколения, умеющие хранить сжиженный газ. Поставщиком может стать «Газпром». Ну а разнообразный транспорт мгновенно переключится на газ, так как он почти вдвое выгоднее, да и по выхлопам дружелюбен к окружающей среде. По крайней мере, немцы уже готовы поставлять в Россию свои газовые грузовики.