Покупка госномера в Шанхае обойдется чуть дешевле самого автомобиля. В городе нельзя сигналить, а за остановку на велосипедной дорожке оштрафуют и спишут «водительские» баллы. Как китайских водителей приучают пропускать пешеходов и не лихачить, как местные автомобилисты используют дальний свет и за что у них отбирают права, узнала корреспондент «Газеты.Ru», которая несколько дней путешествовала по Шанхаю на автомобиле и расспрашивала китайцев об их жизни.

Шанхай – огромный деловой мегаполис, в котором проживает более 24 млн человек. Совсем недавно город утопал в многокилометровых автомобильных пробках. А на то, чтобы добраться с запада на восток, мог уйти целый день. После того как в 1990-х годах было решено, что именно Шанхай должен стать лицом современного Китая, мостом между Китаем и Западом, а также местом расположения фондовой биржи, сюда потекли большие деньги. На них, в частности, построили дороги, широкие развязки и высокие многоуровневые эстакады. В городе рекордными темпами выросло современное метро, общая протяженность линий которого составляет более 420 километров, что намного больше, чем в Москве. В итоге Шанхай расширился, а пригороды, которые считались непрестижными из-за отсутствия инфраструктуры, стали полноценными районами мегаполиса.

По словам местных жителей, средняя зарплата в городе – $800–900. Сотрудники крупных финансовых корпораций, конечно, зарабатывают гораздо больше. На пенсию женщины выходят в 50 лет, а мужчины в 60, размер пенсии – около $600, но выплачивают ее только госслужащим.

Аукционы и штрафы сдерживают пробки

При высокой плотности населения в стране и довольно невысоких ценах на автомобили (к примеру, новый Audi A3 стоит 188 тыс. юаней – около $23 тыс.) китайским властям стало очевидно, что для борьбы с пробками нужно принимать кардинальные меры. Выходом, в частности, стали так называемые аукционы по продаже госномеров в крупнейших городах. В их число попал и Шанхай.

Здесь каждый месяц на продажу выставляется около 9–10 тыс. регистрационных номеров, а в очередь за ними выстраивается более 200 тыс. желающих. Стартовая цена для частного лица – 88 тыс. юаней (12,8 $тыс.), а для предприятия – 150 тыс. юаней ($218 тыс.).

Далее цена может вырасти непредсказуемо. Особенно, если автомобильные госномера «счастливые», то есть содержат нужные цифры. Самым дорогим «куском железа» за всю историю стал госномер 99999 – его купили за 1 млн юаней ($145 тыс.).

При покупке мотоцикла на номерные знаки придется также потратиться. Исключение составляют лишь небольшие скутеры и мопеды, большинство из которых ездят на электричестве. «Я купил настоящий мотоцикл в Китае, он стоил около 90 тыс. юаней, — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» топ-менеджер в одной из ведущих европейских автобрендов. — Чтобы только получить право его купить, мне пришлось очень постараться, а после этого я заплатил еще 82 тыс. юаней, это примерно $10 тыс. Практика аукционов, лотерей принята в нескольких крупнейших городах Китая.

Для каждой автокомпании это существенное ограничение, поскольку в этих городах нет роста спроса. Но если в городах будет слишком много автомобилей, это приведет к серьезным пробкам».

Приехать в Шанхай на транспортном средстве с госномерами другого города можно. Но с ними закрыт доступ на все основные магистрали и мосты. За выезд на них без шанхайской «прописки» с камеры фото- и видеофиксации, которые повсюду следят за движением, придет штраф 200 юаней, а с водителя спишут три штрафных балла. Всего на год частному автомобилисту дается 12 баллов, а профессиональному водителю, например таксисту или водителю автобуса, всего три-четыре, которые снимаются в зависимости от нарушения. Если потратить их все, придется переучиваться и заново сдавать на права. Для сравнения: в Пекине действует другая система – там в госномерах заложены цифры, в совпадающие дни недели с которыми водители имеют право выезжать в город.

Почему нельзя строить собственные заводы

Несмотря на такие ограничения, масштаб продаж на китайском авторынке поражает.

По итогам 2016 года в Китае было продано 22,835 млн автомобилей (+18%).

При населении 1,38 млрд человек перспективы у этого рынка огромны. Лидеров рынка может с ходу определить любой человек, который хоть как-то разбирается в автобрендах, просто выйдя на улицу. Кажется, что каждый второй автомобиль в Шанхае — это Volkswagen (2 997 423 автомобиля продано в 2016 году). На втором месте по популярности — Honda, в первую семерку также попали Buick, Toyota, Hyundai, Nissan, Ford. Лишь на восьмом месте в списке лидеров оказался отечественный Changan, за ним следуют Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet и BMW. Добавим к этому еще несколько китайских марок с самыми необычными шильдиками, приправим порцией премиальных и люксовых моделей, и вот вам будничный автомобильный поток в Шанхае.

Важно, что продавать в Китае свои модели могут лишь те автокомпании, которые локализовали здесь производство.

При этом отстроить собственный завод нельзя – только в кооперации с местными автобрендами. Обычно партнеры инвестируют по 50% в создание совместного предприятия. Есть и другой вариант, по которому пошли в BMW, — работать с китайскими инвесторами, а не автопредприятиями.

«В итоге идет обмен технологиями, — рассказал «Газете.Ru» глава китайского подразделения Audi Йоахим Ведлер. — Сначала все начиналось с обычной индустриализации, 100% технологий приходило в Китай из-за границы. Чтобы получить разрешение на производство, необходимо было доказать, что мы действительно внедрили на предприятии свои технологии и научили китайских коллег выполнять необходимые операции. Также необходимо было выйти на определенный уровень локализации. В итоге китайские поставщики стали настолько конкурентоспособны, что экспорт сложных технологических компонентов уже не нужен. Практически все, кроме самых главных, ключевых технологий, которыми автопроизводители никогда не будут делиться, доступно в Китае. Так, у VW в Китае уровень локализации 90–95%, а у Audi — около 60–70%».

Как водят в Шанхае

В отличие от сумасшедшего по трафику Пекина или шумного, затянутого смогом Чунцина, в Шанхае организация дорожного движения и поведение автомобилистов оказались гораздо более дружелюбными к пешеходам, велосипедистам и водителям скутеров.

Здесь водители практически как в Европе стараются пропускать пешеходов, не выезжают на перекрестки на красный сигнал светофора.

При переходе дороги можно не опасаться за свою жизнь и здоровье. Интересно, что с этой весны в Шанхае водителям запретили сигналить – по городу повсюду развешаны соответствующие дорожные знаки. Скорее всего, это связано с привычкой китайцев вместо поворотников использовать именно клаксон. В итоге даже в серьезных пробках, которых в мегаполисе все-таки не избежать, в городе стоит непривычная тишина. Но хитрые китайцы придумали, как подавать друг другу сигналы, находясь за рулем.

Вместо гудка они перешли на дальний свет, и остервенело мигают им не только зазевавшимся автомобилистам, но и просто выезжая на совершенно пустой перекресток.

Водят в Шанхае довольно ровно, но с сюрпризами. Нужно быть готовым, что совершенно в ровном потоке справа или слева на вашу полосу неожиданно может попытаться втиснуться другой автомобиль. И такого водителя с непроницаемым лицом лучше пропустить. Видимо, в таких ситуациях хваленые штрафующие камеры не срабатывают, а если штраф не грозит, можно и пренебречь ПДД.

Несмотря на нюансы и особенности рынка, европейские автопроизводители в голос утверждают: дайте еще лет пять, и китайский автопром не просто шагнет, а буквально ринется вперед. В том, что именно по дорогам Китая в будущем будет ездить больше всего электрокаров и беспилотников, у экспертов практически нет сомнений. И, вполне возможно, именно благодаря этим технологиям у китайцев получится полностью искоренить такое понятие, как пробки.