30 лет назад вышла первая консоль PlayStation

Компания представила ее 3 декабря 1994 года. Это был ответ Sony на несостоявшееся партнерство с Nintendo. Именно желание догнать и перегнать коварного конкурента и опора на японские ценности привели к появлению самой продаваемой домашней приставки.

В 1980–1990-х годах Япония воспринималась как самая технологически продвинутая страна в мире. А японская компания Sony считалась ключевым лидером почти по всем направлениям бытовой электроники: телевизоры, видеокамеры, плееры, колонки. В общественном сознании Sony тогда во многом занимала место, которое сейчас отведено Apple.

Но оставался сегмент высокотехнологичного рынка, в котором Sony к началу 1990-х фактически не присутствовала,— видеоигры. В 1980-х эта индустрия находилась в состоянии турбулентности и формирования, первая волна популярности 1970-х закончилась обвалом в 1983 году. Многие эксперты предсказывали, что такого рынка всего через несколько лет не будет вовсе и поэтому столь крупному игроку, как Sony, там делать нечего. Вместо них главными по играм стали другие японцы, настоящие старожилы индустрии,— Nintendo. Причем речь про самые разные, а не только электронные игры и игрушки, ведь их выпуском Nintendo занята аж с XIX века. Приставка NES от Nintendo — в Японии она продавалась под название Famicom — вышла в 1983 году и в итоге оказалась в десятках миллионов домов по всему миру.

О том, как в Sony все пришли к решению заигрывать с сегментом игр, существует легенда.

Рассказывают, что в середине 1980-х высокопоставленный сотрудник Sony Кен Катураги увидел, как его дочь играет в приставку Nintendo. Так он поверил, что за играми будущее, и решился начать тайные переговоры с Nintendo в обход своих боссов. Катураги предложил Nintendo, чтобы Sony разработала аксессуар к следующему поколению приставки, который позволит запускать игры не только с картриджей, но и с лазерных дисков. Недавно появившиеся на рынке диски были способны хранить в десятки раз больше данных. Идея Катураги сработала: на встрече с руководством он убедил боссов Sony, что небольшой шаг в сторону рынка игр не навредит компании, его не уволили — и разработка Play Station (тогда с пробелом) как аксессуара к консоли Nintendo началась в 1988-м.

Тут важно отметить юридическую тонкость: в рамках договора Sony получала права на международную дистрибуцию всех игр Nintendo на дисках. То есть несмотря на то что Nintendo, по сути, построила тогдашний рынок игр, у Sony оставалось очень много возможностей в сфере самых передовых технологий.

Глава Nintendo Хироси Ямаучи еще до презентации пришел к выводу, что такой договор для компании недопустим, что привело к «величайшему предательству в истории индустрии».

Анонсировать Play Station намеревались на технологической выставке CES-1991 на одной из главных сцен конференции. При подготовке презентации до представителей Sony доходили слухи, что что-то идет не так, но прямого ответа от Nintendo получить не удавалось. Поэтому, предполагая, что все в силе, Sony провела презентацию Play Station. А уже на следующий день, чуть ли не на той же сцене, Nintendo устроила собственное выступление, на котором объявила, что отменяет сотрудничество с Sony и создаст CD-аксессуар с новым партнером — Phillips. (Замысел, кстати, в итоге фактически провалился.)

Возмущение Катураги и других приближенных к нему сотрудников компании вдохновило их использовать уже готовые наработки для того, чтобы выпустить собственную консоль. Сопротивление внутри консервативной Sony против этого проекта было невероятным: она считала рынок видеоигр чем-то ближе к игрушкам, чем к технологиям, и хотела остаться в сегменте аудиовидеотехники, где все игроки уже давно знали друг друга и были способны вести цивилизованный разговор. Но Катураги использовал японскую предрасположенность к вопросам чести, напомнил коллегам про унижение, которому их подвергли публично бывшие партнеры из Nintendo, когда отозвали подписи под совместным проектом, и в итоге получил ресурсы на разработу PlayStation (уже без пробела).

PlayStation — от семьи к бунту

Домашние компьютеры тогда только начинали появляться и стоили тысячи долларов. Представить себе, что кто-то купит что-то подобное только для игр, было практически невозможно. Потому SNES, вторая домашняя консоль Nintendo, пользовалась большой популярностью: игры были очень качественные, а приставка стоила гораздо меньше компьютера.

Но технологии двигались вперед, и традиционная 16-битная графика SNES стремительно устаревала. Надвигалась эпоха 3D, то есть трехмерных игр. И вот в 1994 году выходит Sony PlayStation. Ощущения от игры на консоли у среднего пользователя тогда трудно описать, но это точно был сдвиг парадигмы. Tomb Raider, Metal Gear Solid, Final Fantasy VII, Gran Turismo, Crash Bandicoot — сейчас эти игры выглядят устаревшими, но в середине 1990-х казалось, что будущее не просто приблизилось, оно уже тут.

Nintendo свою следующую консоль Nintendo 64 выпустила только через два года. И она по-прежнему использовала картриджи, а не диски. Несмотря на то что трехмерные игры они все же смогли ввести, слава предвестника будущего закрепилась за Sony.

Конечно, главной причиной были казавшиеся супертехнологичными диски в качестве носителей игр вместо картриджей. Но не только они. Пока Nintendo поддерживала образ продукции для семейного развлечения, в Sony сделали ставку на подростков и взрослую аудиторию игроков. Реклама PlayStation объясняла, что это выбор хулиганов и бунтарей. И с первой приставкой выпустила версии для нее первых двух частей серии Grand Theft Auto, где по сюжету игроки воруют машины и сталкиваются с реалиями мира взрослых: проституцией, наркоторговлей, убийствами. Также в версии Mortal Kombat для консоли Sony были открыты более жесткие комбо, и во время драк по экрану летала красная кровь, а не белый пот, как на Nintendo.

В итоге за все время продажи Nintendo 64 составили 32 млн единиц, в то время как Sony продала более 100 млн первой PlayStation. Но настоящий успех Sony был еще впереди.

PlayStation 2 — пик консолей

2000 год. Почти во всем мире растет средний класс, технологии развиваются с беспрецедентной скоростью, домашняя техника становится мощнее и дешевле, интернет превращается из гиковской забавы в охватывающую все аспекты жизни реальность, до атак 9/11 еще год, фукуямовский конец истории как будто наступил. В этот момент в продажу поступает PlayStation 2 (PS2), консоль с передовым дизайном, невероятной мощностью, возможностью проигрывать DVD-диски, портом для интернет-кабеля и другими функциями мечты.

Хотя рынок ощущался очень живым и разнообразным — вышли новая консоль от Nintendo, первая консоль от Microsoft, последняя консоль от Sega, в числах картина была не столь радостной. Для всех, кроме Sony. Да, это было поколение Sony — ни до ни после ни одна платформа не доминировала так уверенно.

Статистика победы

Sega Dreamcast — около 10 млн устройств и 554 игры.

Nintendo Gamecube — около 22 млн устройств и примерно 700 игр.

Microsoft Xbox (первая консоль Microsoft) — около 24 млн устройств и примерно 1 тыс. игр.

Sony PlayStation 2 — 160 млн устройств и примерно 4,4 тыс. игр.

Вместе с популярностью пришел и новый уровень внимания. Именно в период продаж PS2 разгорелись ожесточенные дискуссии о влиянии видеоигр на детей. Предпринимались попытки запретить продажи игр с элементами насилия, велись публичные споры об уместности игр вроде уже упомянутой серии Grand Theft Auto и симулятора маньяка Manhunt, шли суды в США, где обсуждалось, попадают ли игры под принцип свободы слова. Даже Хиллари Клинтон в 2005 году пыталась предложить законодательство, которое ввело бы серьезные наказания для тех, кто продает игры, предполагающие насилие, несовершеннолетним. Но в итоге все попытки законодательно регулировать индустрию приставок в США провалились, а в 2011 году Верховный суд окончательно признал, что у игр такое же право на свободу слова, как у литературы, театра и кино. Трудно представить, как выглядел бы рынок игр, сложись ситуация иначе, но учитывая то, что противоречивая Grand Theft Auto в итоге стала буквально самой прибыльной единицей контента в истории и принесла $1 млрд за первые три дня продаж в 2014 году, попытки введения ограничений явно расходились с запросами массовой аудитории.

Череда рыночных побед, как это часто бывает, породила у Sony ощущение собственной непобедимости. И на следующем поколении консолей это привело к болезненному падению с пьедестала.

PlayStation 3 — Икар подлетел слишком близко к солнцу Принцип разработки PS3, которая вышла в 2006 году, был очевиден: мощнее и круче. Самые передовые технологии — и в самой консоли, и в контроллере. Дорогущий привод Blu-ray, который был призван превратить PS3 в полноценный центр семейного развлечения, который подходит и для прослушивания музыки, и для просмотра кино в беспрецедентном качестве. Безумный дизайн. Еще более странная реклама: вся кампания началась с ролика, где кукла-младенец смотрит на приставку и у нее затекают обратно в глаза слезы. Ничего не понятно, но очень интересно.

PlayStation 3 (PS3) — Baby TV Commercial [HD]

Все, что привело к успеху предыдущих консолей, только умноженное на 100. Казалось бы, успех гарантирован. Но был и отрицательный фактор — цена, от которой слезы у людей текли из глаз: $500–600 (с учетом инфляции около $1 тыс. на сегодня). И хотя в те дни это было дешевле практически любого плеера Blu-ray даже без возможности запускать передовые игры, аудитории у консолей и хай-фай плееров были совсем разные. Те, кто хотел бы приобрести приставку, все же оказались неготовыми платить такие деньги.

Плюс передовой высокотехнологичный процессор в PS3 был уникальным и требовал особого подхода от разработчиков. Игры, которые выпускались и под PlayStation 3, и под Xbox 360, на приставке Sony работали хуже. А эксклюзивные игры для консоли разрабатывать стало сложнее.

Но главный удар нанес старый конкурент Nintendo.

Пока Microsoft и Sony шли все дальше в хайтек, Nintendo решила держаться корней, вспомнила свое прошлое производителя игрушек и выпустила приставку Nintendo Wii, которая управлялась с помощью движений. Никаких сложных меню и комбинаций кнопок, принцип работы быстро понимали все члены семьи: от малышей до стариков. А цена на приставку манила — в два-три раза ниже, чем изделия конкурентов.

В итоге в рамках того поколения Xbox и PS3 показали примерно одинаковый уровень продаж: около 85 млн устройств, а Nintendo Wii — чуть больше 100 млн.

К концу нулевых домашний компьютер превратился из роскоши в достаточно стандартный инструмент. А сервис Steam, который позволял покупать игры прямо через интернет, вырос до гигантской махины.

Разработчики следующих поколений консолей, включая PlayStation 4, которая вышла в 2012 году, оставили попытки создать уникальную архитектуру и просто стали создавать маленькие компьютеры. Выпуск игр постепенно подвергся стандартизации — они теперь доступны на большинстве консолей и ПК.

Сейчас в продаже очень мощная PlayStation 5, которая способна выдавать реалистичную графику в сверхвысоком разрешении. Но, по сути, сегодня выбор консоли или ПК — это просто выбор интерфейса, через который играешь. Почти все игры, за очень редким исключением, выпускают, как минимум, и для одной из ключевых консолей, и для ПК. А сами игры теперь просто еще один тип развлечения, полностью проникший в ткань жизни. Но построили эту индустрию во многом Sony и ее консоли PlayStation. За что Кену Катураги, самой корпорации и подставившей их на первых этапе Nintendo большое спасибо.

Василий Сонькин