Сначала Джо создал Four Last Things и дал нам посмеяться над шутками дурацкими в обстановке величественной. Затем он сотворил The Procession to Calvary, и сказал он — плодитесь и размножайтесь. Дальше дал Джо жизнь Death of the Reprobate и увидел то, что он сделал. И все было очень хорошо. Был вечер, и было утро — год 2024-й

Жанр Приключение

Издатель Нет

Издатель в России Нет

Разработчик Joe Richardson

Системные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Pentium 2 Dual Core, от 2 Гбайт оперативной памяти (рекомендуется 4 Гбайт), DirectX версии 10 (рекомендуется DirectX 11), 2 Гбайт на жестком диске

Дата выхода 7 ноября 2024 года

Локализация Нет

Возрастной ценз Не указан

Платформы PC

Малкольм Дерьмо, и. о. Властителя Севера, очень устал вешать и четвертовать подданных, поэтому весьма обрадовался, когда гонец принес радостную весть — скоро на тот свет наконец-то отправится его батюшка, Джон (теперь не) Бессмертный. Можно и развеяться, и, наконец, избавиться от этой постылой приставки «и. о.» Правда, чтобы получить трон в наследство, надо доказать свою добродетель и совершить семь хороших деяний, но в чем проблема, собственно? Кого надо — заколоть, кому надо — дать взятку, что надо — украсть, вот и дело сделано. Неужели не прокатит?

Джо Ричардсон завершил свой триптих (да, слово «трилогия» здесь кажется совсем неподходящим) — и на это у него ушло (какая ирония!) семь лет.

Первая часть, Four Last Things, вышедшая в 2017 году, обескуражила своим пайтоновским буйством, но одновременно тонким и даже в чем-то мягким юмором: сама идея набрать ренессансных полотен с их персонажами, нелепо их анимировать и разыграть point-and-click-комедию вызывала бурю восторга.

Про вторую часть, The Procession to Calvary, образца 2020 года, мы писали — юмор стал жестче, произведения искусства же охватывали больший временной промежуток. Идея уже не была свежей, но еще три часа гомерически смешной комедии с шуточками в стиле «Страдающего Средневековья» — кто же откажется?!

Само собой, третий заход одинокого разработчика в ту же реку — все так же с Macromedia Flash MX наперевес и охапкой еще не обшученных картин — читался. Что ж, Death of the Reprobate, которая должна стать последней в своем роде, чем ты сможешь нас удивить?..

Ответом на риторический вопрос должна была бы стать эта длинная, многословная рецензия. Но нет, ответим прямо сейчас. Конечно, ничем. Это еще три часа ровно того же самого — просто теперь от времен Босха и Брейгеля мы прыгаем в том числе и в романтизм (вплоть до XIX века, откуда в игру, например, приплыла Офелия). А юмор стал еще жестче и яростнее — интеллигентские замашки Four Last Things оставлены в иных, более травоядных временах.

Впрочем, это не значит, что Death of the Reprobate хоть в чем-то хуже предшественниц. Разве только у вас аллергия на слова fuck, shit, шутки про телесный низ и вы не очень любите поить младенцев коровьим дерьмом. Хм, я, впрочем, тоже не то чтобы люблю, но-о-о-о-о-о… да, это все так же невероятно задорно и смешно.

Сам игровой процесс не поменялся ни на йоту — это point-and-click-квест, где вы переходите из одного художественного шедевра прошлого в другой, говорите с произвольно вписанными в них персонажами с других картин, иногда пинаете их, даете пощечины, собираете предметы, применяете их в некоторых местах. На самом деле все это совершенно неважно — даже думать над загадками не обязательно, в игре есть персонаж, который попросту рассказывает, что надо сделать дальше для совершения того или иного доброго деяния. А все активные зоны подсвечиваются — ноль пиксельхантинга, в замечательные времена живем!

Весь смысл Death of the Reprobate (как и двух других составляющих триптиха) не в игровом процессе как таковом, а в чтении абсурдных диалогов и диссонансе между возвышенным (Великое Искусство же) и низменным (в принципе, персонажи того же Брейгеля вели себя в жизни примерно так же, ноль сомнений). Повторю сказанное мною же четыре года назад: если вам по нутру «Монти Пайтон» и шутки из паблика «Страдающее Средневековье», то зайдет и Death of the Reprobate; Джо Ричардсон даже близко не растерял хватки, уморительных гэгов хватило и на третью игру в том же формате.

При этом, надо сказать, некоторые задачки прямо-таки хотелось решить самостоятельно — часть из них действительно чрезвычайно простые, но некоторые очень интересно и парадоксально построены. И нет, сразу скажу, за решение головоломки с азартной игрой ачивку не дадут — не ведитесь.

Выглядит и звучит игра, конечно же, грандиозно. А как иначе — за визуальную часть отвечают мировые шедевры, а в качестве звуковой дорожки задействованы Телеман, Палестрина и прочие гении, причем на каждом экране музыка своя, как свои и исполнители, — никакого разрыва реальности, вся музыка здесь строго диегетическая. Полное погружение. Персонажи, правда, молчаливы — на озвучку у Джо Ричардсона никогда не было денег, не появилось и сейчас. Считаю нас всех в этом виноватыми — были бы продажи Four Last Things и The Procession to Calvary получше, тогда бы… нет, все равно не думаю, что они бы заговорили. Но рты, кстати, открываются. И вообще анимации крайне потешны. Да и в целом все выглядит будто бы даже немного аккуратнее, чем раньше, — хотя, может, меня просто подводит память.

Добавлю, что этот год оказался очень урожайным на хорошие комедийные игры. Обычно и одной-то много (жанр не самый востребованный в видеоиграх), а тут и Thank Goodness You’re Here!, и (отчасти) Harold Halibut, и вот Death of the Reprobate.

***

Несмотря на то, что, перебрав ренессансные и проторенессансные полотна, создатель решил черпать и в чуть более свежем искусстве, свое название Death of the Reprobate получила от одного из самых диких полотен своего (да и не только своего) времени, авторства то ли Босха, то ли его безымянного последователя. Про игру же мы хотя бы точно знаем, чьего она авторства, — и это уже гарантированный знак качества. Просто засвидетельствую: Джо Ричардсон не исписался, весь триптих целиком невероятно хорош.

Достоинства:

это, скорее всего, самая смешная игра года;

можно познакомиться с великим искусством. Недостатки:

нет перевода (и вряд ли когда-нибудь будет — разве что фанатский);

игровой процесс более чем примитивен.

Графика

Как обычно, безупречное сочетание масла на доске или на холсте и Macromedia Flash с простейшими, но уморительными анимациями.

Звук

Классика во всех смыслах слова — и платить не надо, и звучит круто. Кстати, все сыграно на оригинальных инструментах эпохи — говорю же, погружение максимальное!

Одиночная игра

Помогаем Малкольму Дерьмо решить некоторые наследные вопросики — в форме point-and-click-квеста.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

3 часа.

Общее впечатление

Финальный мазок шедеврального триптиха, столь же прекрасный, как и Four Last Things и The Procession to Calvary. Не лучше их, но, самое главное, не хуже. Потому это и триптих, а не трилогия — никаких сиквелов-триквелов, все цельно и едино. Как отец, сын и... ну сами понимаете.

Оценка: 8,5/10