Nomada Studio работает небыстро, но надежно — раз в шесть лет создает самые красивые игры на свете. Сначала холодная фарфоровая прелесть GRIS, теперь — не столь хрупкое, но не менее (а скорее даже более) прекрасное творение на природные мотивы

Жанр Платформер, приключение

Издатель Devolver Digital

Разработчик Nomada Studio

Минимальные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core i5-4570T 2,9 ГГц или AMD FX-4350 4,2 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 650 или AMD Radeon HD 7750 с 1 Гбайт видеопамяти либо Intel UHD Graphics 620, DirectX 11, 15 Гбайт на жестком диске

Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-6600K 3,5 ГГц или AMD FX-8370 4,0 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce 1050 Ti или AMD Radeon Radeon RX 470 с 4 Гбайт видеопамяти

Дата выхода 15 октября 2024 года

Локализация Текст (только в меню, в игре нет слов)

Возрастной ценз Нет

Платформы PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5, Nintendo Switch

Весна. Вокруг царит веселое оживление — журчат ручьи, щебечут птицы, здороваясь с родными краями. Кто-то проснулся, кто-то только собирается, кто-то вылез из своей куколки и расправил крылья, кто-то наблюдает за этой трансформацией с большим аппетитом. Деревья новыми побегами скромно намекают на грядущее буйство красок. Но зима шлет прощальный привет. Его даже не назовешь снегопадом. Снежинки можно посчитать. Одна упала на подснежник. Другую сразу стряхнула с себя трясогузка. Третья упала на еловую лапу. Еще две упали на нос огромного белого волка, лежащего под елью. Упали… и не растаяли.

Не та, чем кажется

Честно говоря, я с некоторым скепсисом встретил первый трейлер Neva. Да, я большой поклонник GRIS, но идея опять делать примерно то же самое мне казалась несколько простоватой. Зачем снова лезть в ту же воду, пусть даже и не в постылом формате сиквела. Сделать похожее, но более эмоционально, более красиво, более изящно — задача очень сложная, а стоит чуть снизить градус, и на фоне замечательного дебюта новое творение Nomada Studio сразу поблекнет. Но я глубоко заблуждался — испанская студия просто нащупала свой жанр и стиль и способна творить в нем настоящие чудеса.

Для начала: Neva при всей своей визуальной близости — совсем иная по своей сути. GRIS глубоко интроспективна — героиня в мире таинственной красоты ищет исключительно саму себя, не сталкиваясь с реальными угрозами, которым надо давать отпор. Neva же, при всей схожести протагонистки (и почти идентичном графическом стиле), посвящена дружбе, взаимопомощи и борьбе.

Сама по себе тема дружбы — девушки Альбы (ее имя можно узнать только из дополнительных материалов к игре) и волчонка Невы — при этом раскрывается очень пунктирно, какой-то психологической глубины и подробно прописанных характеров в игре нет. И это совсем не недостаток Neva, это фирменный стиль студии, набрасывающей сюжет легкими мазками. Оба творения Nomada Studio поэтичны и, как и в стихах, больше заботятся об общем ощущении, ритме, рифме, эмоциональном погружении. Достаточно сказать, что здесь снова нет ни одной строчки текста, а героиня произносит за все время игры ровно два слова — два имени.

При этом взаимодействуют Альба и Нева очень много, они не существуют параллельно. Сначала волчонку надо помогать, утешать и успокаивать его в напряженные моменты — но он растет и вскоре сражается вместе с Альбой, становится способен принимать духовную форму и даже превращаться в метательный снаряд. В любой момент можно позвать спутника или обнять его. Да, еще одна игра, где можно гладить и ласкать животное, — в этот раз, правда, уже не просто любимца, но настоящего друга.

Выше я не просто так сказал про снаряд. Да-да, в Neva есть боевая система — и, пожалуй, наряду с тематикой и уходом от интроверсии — это самое кардинальное отличие от GRIS.

Она здесь, на первый взгляд, реализована просто — один вид ударов, уворот-перекат в сочетании с двойным прыжком. Никакой прокачки и смены оружия, новые приемы в боевой системе не появляются примерно с середины — да и тот лишь один, уже упомянутая возможность «метнуть» Неву в противника. При этом драки не надоедают и способны держать в напряжении на всем протяжении игры. Меняются противники, ситуации, есть несколько весьма суровых боссов. Да, настоящего вызова Neva не бросит — это все же произведение, созданное ради эмоционального погружения и эстетического наслаждения, а не закалки рефлексов и повышения самооценки. Но изучать повадки и тайминг, терпя поражения — особенно от боссов, — придется. Добавлю, что битвы получились динамичными, ритмичными и не слишком длинными — баланс выдержан здорово, перекоса в сложность, граничащую с муторностью, как у той же Ori (где игровой процесс вступает в конфликт со «сказочным» посылом), нет. Для тех же, кто вообще не хочет даже малейшего преодоления (и в рамках подобного произведения понять такого игрока очень легко), есть узаконенный чит, когда вы просто перестаете получать урон.

Большую же часть игры занимают элементы платформера — порой весьма сложно геометрически устроенные и не перестающие удивлять новыми ходами. Neva разделена на три равноценные части (лето, осень, зима) — и каждая чуть меняет правила игры: где-то надо просто точно прыгать, где-то — взаимодействовать с Невой, где-то импульс для более высоких прыжков придадут взрывающиеся противники (и в эти моменты Neva очень похожа на двухмерную Neon White), где-то придется обращать внимание на отражение во льдах. Фантазия у авторов Neva богатая, и они не стесняются это демонстрировать — игра получилась не только красивая, но и нескучная.

Великая красота

И все же главное, ради чего стоит открывать Neva, — это ее визуальное совершенство. Игра порой просто невыносимо красива. Акварельная рисовка сопровождается очень тонкой работой с цветом (и да, каждый сезон имеет свой цветовой код, конечно). Кажется, будто каждый игровой экран идеально выстроен по золотому сечению, — художники не стесняются делать из окружения полноценные арт-объекты — и это оказывается очень уместно в рамках общей концепции. Дизайн антагонистов завораживает — они одновременно и отталкивающие, и жуткие… и прекрасные. В принципе, кнопку снятия скриншота я жал немногим реже, чем кнопку прыжка или удара мечом.

Анимации выполнены безупречно — что в битвах, которые воспринимаются как танец, что в мирные моменты; чего стоит хотя бы та самая анимация объятий Альбы и Невы — она ощущается как та точка, из которой и выросла вся игра.

Все это сопровождается, как и в прошлый раз, очень эмоциональной музыкой Berlinist на стыке неоклассики и электроники — на ней многое держится в безмолвном произведении, работающем только на уровне образов (в том числе и звуковых). Да, в Neva будет несколько небольших мультипликационных вставок, они выразительны, но все же не дают конкретики, как и интерактивная часть.

При этом Neva — значительно более прозрачное и, скажем так, внятное произведение, нежели GRIS. Это все равно игра образов, намеков и иносказаний, складывающихся во внятную и очень простую, но важную мысль, понять которую не составляет труда. Да, кому-то это покажется упрощением в сравнении с расплывчатым и ускользающим от какой-либо прямоты дебютом студии. Мне же чуть больший фокус на идее без ущерба для поэтической сущности творения пришелся по душе.

Очень стройное, совершенное, казалось бы, тело Neva все же имеет некоторые изъяны. Порой игре не хватает оригинальности или смелости: то источники вдохновения проявляются слишком явно (речь, конечно, о мультфильмах студии Ghibli и играх Team Ico), то опора на собственный опыт оказывается слишком явной — некоторые моменты списаны с GRIS подчистую. Но, если честно, все это почти не портит общую картину.

***

Самые базовые вещи порой очень сложно рассказать простыми словами. О важности скорби и внутреннем проживании потери. Или о том, что идея смерти и идея рождения неразрывны, сам процесс умирания запускается с первым вдохом — и это естественный порядок вещей, цикличная суть мироздания. Ключевое в подобных фразах словно бы ускользает между строк, проваливается в межбуквенное пространство, оставляя лишь сухое рациональное шуршание пустых фраз. Для постижения подобных вещей и существует искусство, работающее в том числе на эмоциональном уровне, и Nomada Studio как раз взялась создавать платформеры-поэмы, говорящие о важном языком невообразимо красивых и трогательных игр.

Достоинства:

это невероятно красивая игра;

которая на этот раз умудряется рассказать достаточно внятную историю;

но при этом сохраняет бешеную эмоциональность.

Недостатки:

где-то Neva не хватает своеобразия.

Графика

Nomada Studio — это в первую очередь художники. И это прекрасно заметно по невероятной рисовке. Но самое интересное, что все это получилось здорово вплести в игровой процесс и оживить отличными анимациями.

Звук

Музыка Berlinist очень идет происходящему на экране. В этот раз меня не пробирало до мурашек, но со своей тяжелейшей ролью – создать эмоциональный фундамент в отсутствие текста, речи и при минимуме звуков взаимодействия со средой – она справляется.

Одиночная игра

В подобных играх с огромной опорой на визуальный ряд и эмоциональную наполненность не ждешь интересного игрового процесса — часто они и вовсе оказываются симуляторами ходьбы. Но Neva умудряется быть разнообразным платформером и достаточно компетентным экшеном, а не просто генератором обоев на рабочий стол.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

5-6 часов.

Общее впечатление

Арт-инсталляция, которая так заигралась в экшен-платформер с мощным эмоциональным посылом, что превратилась в какой-то особый вид искусства.

Оценка: 9,0/10