Чистые комедии — очень редкий жанр в видеоиграх, где встречается куда больше драм, ужасов и, конечно же, боевиков. Тем более редкий жанр — комедия эксцентрическая, причем не пародия или какой-то иной пример постмодерна, а сатира с мощной опорой на английскую традицию юмора

Жанр Приключение

Издатель Panic

Разработчик Coal Supper

Системные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core 2 Duo E6750 или AMD Athlon 64 X2 6400+, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GT 520 с 1 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon R7 240 с 1 Гбайт видеопамяти, DirectX 10, 1 Гбайт на жестком диске

Дата выхода 1 августа 2024 года

Локализация Текст

Возрастной ценз Нет

Платформы PC, MacOS, PlayStation 4|5, Nintendo Switch

Играли на PC

Эй, как тебя там! Надо сгонять в Барнсуорт и встретиться с мэром, обкашлять кое-какие вопросики. А? Барн-что? Ну Барнсуорт, чувак. Место, где фиш-энд-чипс, бобы, корова, которая дает молоко, только когда пожрет картошки, рыбы курят сигареты, Большой-любить-его-сильно-Рон с огромными же пирогами, где очень много гусениц и слизняков и где всем от тебя что-нибудь нужно. Ну Барнсуорт! Что ты на меня смотришь. Давай! Одна нога здесь, другая — в мясорубке!

Издатель Panic существует вроде бы давно, но как-то очень… неспешно. Первую игру он выпустил еще в 2016 году — и это была легендарная (в определенных кругах) Firewatch. Через четыре года — Untitled Goose Game, тоже, мягко говоря, заметное произведение. И вот теперь, с мостиком в виде мало кем замеченного вычурного симулятора шеф-повара Nour: Play With Your Food, — очередной претендент на звание маленького шедевра (в своем роде), уникальная комедийная игра Thank Goodness You’re Here!. Что-то обычное Panic не издает.

А что же в этой игре необычного? Ну в плане игрового процесса — вообще ничего. То есть в ней почти ничего нельзя делать, я это хотел сказать; наш герой бегает по трехмерному (ну изометрическому) миру, где может прыгать и все или всех подряд бить. Иногда мир становится двумерным, и игра приобретает характер более-менее классического платформера, но без малейшего вызова для ваших рефлексов и чувства ритма. На этом, собственно, все. Кстати, авторы заявляли, что ориентировались чуть ли не в первую очередь на Night in the Woods — как будто одну из самых влиятельных игр современности для независимых студий.

Другое дело — то, где вы находитесь и в какие попадаете ситуации. Весь смысл Thank Goodness You’re Here! — исключительно в абсурдном юморе и потоке сатиры на Англию в целом и Йоркшир в частности, английскую культуру, английские привычки и традиции, да на саму английскость. При этом с «Шоу Бенни Хилла» у произведения студии Coal Supper общего куда больше, чем с «Монти Пайтоном», например, хотя до откровенно сортирного юмора или шуток ниже пояса… ну нет, конечно, ребята «опускаются» (если можно так сказать), тут этого полно. Это, по сути, слэпстик-комедия, замешанная на лютой дозе абсурда. И почти без злобы и агрессии, чего было достаточно даже в условно-потешной «Безымянной Гусь-игре».

Вот это-то и уникально — вроде бы тут можно ударить вообще всех и разрушить или как минимум повредить всё. Но при этом городок Барнсуорт и населяющие его персонажи определенно наполнены любовью. Авторы ко всем и всему относятся с огромной долей иронии, но явно обожают этот грязный, нелепый и странный мир с жирными футболистами, хулиганами и магазинами, заполненными никчемными товарами по завышенным ценам. В итоге настолько наполненная немотивированным (и не причиняющим реального вреда) насилием игра вызывает только добрую улыбку.

Так и получается, что Thank Goodness You’re Here! можно считать реальным наследником великого мультсериала Monkey Dust, из которого вынули всю боль, травму, тьму и хмарь (ладно, не всю — будет несколько прямо очень мрачных моментов), и на этом гиблом месте расцвел вдруг луг с цветочками, бабочками, гусеницами и слизняками. При этом объекты для насмешек — все те же: косность, глупость, обывательщина и неизбежный фиш-энд-чипс. Но Уилл Тодд и Джеймс Карбатт, авторы почти всего в этой игре, вроде и не имеют ничего против. Причем это чувство явно родом из детства — игра сопровождается вставками с кинохроникой маленького английского городка времен поздней Тэтчер, когда Англия оставалась старой, но уже не столь уж «доброй».

Счастье Thank Goodness You’re Here! — в ее концентрированности. Она действительно здорово работает как комедия, здесь постоянно что-то происходит. Ты пинаешь все подряд — и непрерывно создаешь потешные ситуации, мир построен так, что застрять, заблудиться или допустить слишком долгую паузу, из-за которой станет несмешно, нельзя. Простота игры — это ее сила. Как силой становится и малая продолжительность — она попросту не успевает надоесть, что было бы неизбежно при забеге на длинную дистанцию со столь примитивными вводными данными.

Еще сила Thank Goodness You’re Here! — в том, как она нарисована и озвучена. По скриншотам может показаться, что это такая особо изощренная и высокобюджетная вариация на тему «спрятанных объектов» вроде Hidden Folks, но с кислотным буйством красок. И да, все, кроме нашего маленького героя-коммивояжера, здесь стоит на местах. Но шевелится, разговаривает, издает всякие звуки — мы путешествуем по статичным экранам, но благодаря интенсивности и гротескности рисовки всегда есть на что посмотреть. И что послушать тоже — здесь полно превосходно озвученных персонажей, да и музыка хороша. Причем с какого-то момента локации будут повторяться, но это не раздражает, а, наоборот, дает динамику здешним персонажам. Почти все и всё появляется здесь не по одному разу — и как раз в этой динамике скрыто больше всего смешного.

И вот тут пора сказать про слабость Thank Goodness You’re Here! — мне как раз в основном просто было не смешно. Потешно смотреть на всех этих ШКЯ-подобных существ? Да. Забавно? Пожалуй. Дико? Безусловно (фантазия у авторов работает просто превосходно). Но так, чтобы по-настоящему рассмешить? Нечасто. Да, возможно, дело в том, что слэпстик — просто не мой жанр (имейте в виду, если и не ваш тоже). Но чтобы понять значительную часть шуток, нужно как минимум быть в контексте английской комедии, а как максимум быть хорошо знакомым с Йоркширом. Впрочем, судя по отзывам, для многих это не помеха, так что здесь просто сделаю сноску про субъективное восприятие.

***

Thank Goodness You’re Here! — по-настоящему редкий представитель чистой комедии в видеоигровой индустрии. Сделанная с выверенным ритмом, удивительной фантазией, особенной мерзко-потешной рисовкой, идеально работающей на характеры озвучкой (даже хорошо, что игра не дублирована, — эти акценты!) и почти отсутствующим геймплеем как таковым. Он здесь и не нужен — мы имеем дело с интерактивным мультфильмом. Даже если у вас, как у меня, не сработает должным образом хохотательная мышца, удовольствие вы определенно получите. Слава богу, что такие игры время от времени к нам приходят.

Достоинства:

это сатирическая комедия, но с большой любовью ко всему, что она высмеивает;

удивительная, особенная рисовка;

шикарный звуковой ряд — что музыка, что озвучка;

отлично выверенный ритм, что для комедии очень важно.

Недостатки:

может оказаться не слишком смешно.

Графика

Игра, судя по системным требованиям, пойдет почти на чем угодно — о технологичности говорить не приходится. При этом выглядит она просто замечательно — и, что особенно важно для игры крошечной студии, я не словил ни одного бага.

Звук

Аутентичная йоркширская озвучка, саундтрек словно из юмористического шоу XX века, когда давишь слизняка — слышишь характерный звук. Есть даже поющие крысы.

Одиночная игра

Интерактивный мультфильм, в котором все проблемы решаются хорошим пинком.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

2-3 часа.

Общее впечатление

Вроде бы абсурдная комедия, которая не смогла толком рассмешить рецензента, — это приговор, но на самом деле ругать Thank Goodness You’re Here! вообще не хочется. Слишком уж это забавный, странный и особенный опыт, чтобы жалеть о паре-тройке потраченных на него часов.

Оценка: 8/10