На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже наблюдается рост цен на бензин и дизельное топливо. На нехватку нефтепродуктов на АЗС жалуются жители нескольких регионов юга, Центральной России и Сибири. О том, когда стабилизируются цены на топливо, корреспонденту aif.ru рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Юлия Кочкина, aif.ru: — Станислав Павлович, чем вызвано повышение цен на бирже и нехватка топлива на АЗС?
Станислав Митрахович: — Есть объективные причины роста цен, как в опте, так и в рознице. Во-первых, существует альтернатива для российских компаний. При более высокой стоимости нефти и нефтепродуктов за пределами России они их экспортируют за рубеж. Это не какая-то злая воля. Так должно быть. Компании-экспортеры платят государству большие налоги — они доходят до 80%. Налоги и так высокие и продолжают расти. В этой ситуации было бы странно думать, что никто не захочет отыграться на внутреннем рынке. Сейчас еще влияние оказывает сезонность. В июле-августе, а это сезон отпусков, отмечается повышенный спрос на нефтепродукты.
— Повышение цен связано с традиционным закрытием на ремонт нефтеперерабатывающих заводов?
— Да. Заводы закрываются на плановый ремонт. Но это не является чем-то новым. Если бы дело было только в сезонных факторах, таких как сбор урожая, автомобильные путешествия или ремонты заводов, то все быстро бы решилось, и мы к этой теме больше не возвращались бы. Но, я уверен, мы еще вернемся к этому разговору.
— Почему дефицит топлива возник в южных и сибирских регионах?
— Где-то спрос выше, где-то ниже. В регионах по-разному представлены сети. Например, в какой-то местности больше независимых сетей АЗС, а где-то больше входящих в вертикально интегрированные компании. Последним проще жить, потому что головные структуры могут субсидировать сеть за счет экспорта. Независимым заправщикам сложно. Они вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке за высокую цену, а продавать в рознице, где стоимость все-таки сдерживается. Она, конечно, растет, но не так быстро, как в оптовом сегменте.
— Как власти могут повлиять на стоимость топлива?
— Есть фундаментальные решения. Они могут создавать независимую нефтепереработку, увеличивать конкуренцию. А могут не повышать налоги, отказаться от того, чтобы снижать компаниям выплаты по демпферу. Снижение выплат по демпферу с сентября — это фактор пересмотра баланса интересов между компаниями и бюджетом в пользу бюджета.
Еще один способ регулирования — установление предельных цен. Но это не очень рационально, потому что приведет к дефициту и снижению качества нефтепродуктов. Говорят, в Крыму сейчас сложилась похожая ситуация на независимых заправках. Независимый заправщик должен покупать топливо на опте, а продавать по умеренной цене в розницу. Конечно, это невыгодно. Поэтому начинается закрытие производств, АЗС или экономия на безопасности, как это произошло в Махачкале, где случилась трагедия с человеческими жертвами.
— Можно ли ожидать падения цен на бензин, если регулирующие меры будут применены?
— Снижения я бы вообще не ждал. Думаю, стабилизация цен будет осенью, когда уйдет сезонный фактор.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Компьютеры
- →
- Обзоры
- →
- Летние качели
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат