ATOM RPG удалось выделиться из сонма подражателей Fallout за счёт интересного антуража — советский ретрофутуризм, полный уютной ностальгии и чёрного юмора. Самостоятельное дополнение Trudograd ещё больше напирает на стилистику, местами сглаживает углы и предлагает несколько новых механик

Жанр Ролевая игра

Издатель Atom Team

Издатель в России Отсутствует

Разработчик Atom Team

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц / AMD Athlon II X2 280 3,6 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon HD 6670, 16 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-4430 3,0 ГГц / AMD FX-8300 3,3 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например, NVIDIA GeForce GTX 1660 / AMD Radeon RX 570

Дата выхода 13 сентября 2021 года

Возрастной ценз Не определён

Локализация Не требуется

Платформы PC

Спрос на «тот самый Fallout» среди отечественных игроков всегда был высок. И как бы Atom Team ни пыталась убедить людей, что вдохновлялась культовым проектом Black Isle наравне с прочими знаковыми представителями жанра, её ATOM RPG воспринимается именно «тем самым». Некоторые даже осторожно называли её настоящей Van Buren. И неспроста, ведь ребята взяли за основу не столько форму, сколько атмосферу и подход. Первое большое дополнение, Trudograd, идёт той же дорогой.

Мир сгорел, а долг остался

Знакомый нам мир прекратил существование в 1986 году, когда с неба посыпались ядерные бомбы. Никто не помнит, с чего всё началось и кто первым нанёс удар: Америка, Советы, осознавший себя искусственный интеллект… Да выживших это и не интересовало — у них были куда более насущные проблемы. За тридцать лет человечество худо-бедно приспособилось к новым реалиям.

Про мир ATOM важно понимать, что СССР формально так и не распался. Поэтому окружение полнится советскими образами. Хотя в основном, конечно, стереотипами. Караваны перевозят продукты на ржавых ЗИЛах, в чудом сохранившемся городе заправляет бюрократическая машина, а старый милиционер хочет к пенсии восстановить «пятёрку», чтобы покататься по родной Пустоши, мир повидать. Пусть авторы высмеивают шаблоны, но здесь нет злости или попытки очернить советский период, в отличие от многих современных произведений в масс-медиа. За этой сатирой читается скорее ностальгия, хоть я и сомневаюсь, что значительная часть команды Atom Team успела застать то время.

В первой части игроку выпадала роль рядового бойца «АТОМ» — секретной организации, созданной ради восстановления мира. Игра рассказывала неплохую историю о поиске пропавшего отряда сослуживцев. Так или иначе, цели вы достигали, но в итоге узнавали о страшной угрозе, которая имеет все шансы добить человечество окончательно. Trudograd продолжает повествование практически с того же места.

Два года «АТОМ» проводит в поисках пути к спасению мира от надвигающейся катастрофы. Шанс находится в научно-исследовательском институте в городе Трудоград, куда и отправляют всё того же героя, только теперь в звании майора. Хотя Trudograd является самостоятельным дополнением, лучше сперва ознакомиться с исходной игрой. В конце концов, глупо играть в Throne of Bhaal без Baldur’s Gate 2 или в Mask of the Betrayer без Neverwinter Nights 2. Все отсылки к прошлым приключениям пройдут мимо. Кстати, персонажа можно перенести из основной игры в дополнение — в этом случае полагается хорошая стартовая экипировка, а также будут учтены некоторые прошлые решения.

Если старые сохранения пропали, то предстоит создать себе альтер эго с нуля. Ролевая система по сравнению с ATOM почти не изменилась, но обзавелась парой интересных деталей. В её основе — привычные наборы атрибутов и навыков. Сила, ловкость и прочие характеристики настраиваются только раз перед началом игры, а вот умения прокачиваются с каждым полученным уровнем. Их потолок увеличился до трёх сотен. Каждые пятьдесят пунктов дают скромный дополнительный бонус: больше опыта за успешное действие, повышенный урон каким-либо видом оружия и так далее. Из нового — дерево (точнее, колесо) пассивных талантов. Ветки названы так же, как и навыки, но зависимости между ними нет, хотя странно прокачивать только один аспект владения винтовкой, например.

Действие игры начинается в пригороде Трудограда. На окраине стоит скромная гостиница, напротив — привычный рынок с зазывалами, на парковке трутся караванщики в ожидании заказов. Атмосфера русской глубинки тут же обволакивает со всех сторон. Как и всевозможные активности. Локации в Trudograd скромны по размеру, но при этом насыщенны.

В отличие от недавней Encased, здесь на каждом шагу поджидает или новый квест, или просто забавная сценка. В первые же минуты вы можете поучаствовать в разоблачении карточного фокусника, выслушать деда, который спьяну закопал на минном поле банку золотых зубов, но боится теперь за ними идти, или же обратить внимание на беснующуюся даму с ребёнком на руках (персонажей с прокачанным вниманием ждёт неожиданный поворот), которая пытается проникнуть в город. ATOM успешно балансирует на грани комедии и треша, но не скатывается в банальную клоунаду.

В игре практически нет лишних персонажей. Каждый именной NPC так или иначе связан с какой-либо историей. Помимо квестовых реплик вы можете задавать всем встречным стандартные вопросы: как звать, чем занимаешься, есть ли вокруг что интересного. Сценаристы не растекаются мыслью по древу. Ответы говорят ровно столько, чтобы у вас сформировался образ собеседника, и не более. Никаких простыней текста, которыми порой грешат «олдскульные» RPG. Эта черта отлично характеризует Trudograd: игра сфокусирована и не тратит ваше время зря.

Слухи могут навести на что-нибудь интересное. К примеру, говорят, наркоманы видят призрак около памятника по ночам. Возможно, это лишь бредни торчков, но проверить стоит — всякое бывает. И подобное «всякое» возникает за каждым углом. Trudograd хочется прочесать вдоль и поперёк, чтобы отыскать все секреты. За тридцать часов я заглянул под все встреченные камни, но, судя по списку достижений, добрая половина секретов прошла мимо меня.

Задача поставлена, а как выполнять, решайте сами Как любая уважающая себя RPG, Trudograd позволяет подойти к решению любой проблемы с разных сторон. Подавляющее большинство заданий можно решить миром, чем я активно и пользовался. Во всей сюжетной линии я увидел лишь одну миссию, где героя обязательно втягивали в перестрелку — во всех прочих случаях хорошо подвешенный язык и прокачанная харизма позволяют избежать кровопролития.

В дополнительных поручениях иногда встречаются обязательные боевые столкновения, но такие локации даже обозначены специальным маркером — их всего несколько штук; есть и парочка исключительно разговорных квестов, где без социальных навыков никак. Появляется ощущение, что прокачка действительно что-то значит. Одни двери закрываются, но открываются другие.

Ветвится и основная история. Герою предстоит попасть в богатый район Трудограда, а для этого придётся выбрать одну из сторон: милиционеров, охраняющих не столько граждан, сколько местную власть, или же революционеров, рьяно выступающих за передачу власти народу, а фабрик — рабочим. Можете немного позаигрывать с обеими фракциями, но, как в проектах Piranha Bytes, выбор сделать придётся. Хотя ближе к концу появится ещё одна, весьма своеобразная альтернатива.

Продвижение по карьерной лестнице — самая интересная часть Trudograd. Предстоит побывать в разных районах города, влипнуть в парочку безумных историй и повлиять на многие судьбы. А вот финал разочаровывает. Всю игру вам рассказывают про роскошь «Седьмого неба» — того самого района для правящей верхушки. А он по итогу оказывается самой маленькой из всех локаций, где обитают два с половиной персонажа.

Впрочем, сама дорога не становится хуже из-за скомканного финала. В пути вам составят компанию двое спутников (если не захотите отыгрывать волка-одиночку, конечно же). Первый — знакомый по оригиналу Гексоген, старик с душой советского романтика, а второй зависит от выбранной фракции. Впрочем, соратников сложно назвать сильной стороной проекта. Если Гексоген ещё постоянно ввинчивает забавные комментарии в диалогах, то мент Разин и революционерка Искра — ребята скучные. Изредка подадут голос, да и только.

Личных поручений у спутников нет. Как и в первой части, управлять ими напрямую нельзя. Из-за этого пропадает смысл прокачивать им социальные навыки: они не могут ни торговаться, ни играть в азартные игры, ни красть. Все проверки проходятся исключительно по характеристикам главного героя. В сражениях союзники тоже всё делают сами. Точнее, пытаются, но благими намерениями, как известно…

Непонятно, почему нам не дали возможности управлять всем отрядом вручную. Из-за этого столкновения порой раздражают. Особенно в первые часы, когда ещё нет хорошего снаряжения. Возможность как-то координировать действия сильно упростила бы жизнь. ИИ любит расстреливать драгоценные патроны очередями, когда выгоднее палить одиночными, и наоборот. Бросаться грудью на амбразуру — тоже милое дело. Хотя и так несладко приходится — без приличной брони здесь убивают быстро и безжалостно.

Бои так и остались самой слабой частью игры, хотя местами углы всё же сгладили. Стрельба ощущается лучше, как ни странно говорить такое про RPG. Головы от критических попаданий разлетаются как арбузы, пулемётные очереди смачно прошивают жертв, а взрывы отрывают конечности. Авторы даже заморочились с уникальными анимациями для добивания холодным оружием. Прицельный огонь обрёл больше смысла — теперь куда чаще можно наложить критический статус вроде ослепления или оглушения.

Самое заметное нововведение, которое касается битв — силовая броня, которая становится доступна примерно к середине. Как в Encased и Fallout 4, это не просто очередная «шкурка», а отдельный экзокостюм, который останется там, где вы его снимете. Работает на солярке, но стоит всех затраченных усилий по его добыче. Дополнительные обвесы разблокируют активные умения вроде энергетического щита и рывка вперёд. Последний позволяет не только сбивать противников, но и проламывать некоторые стены, увеличивая пространство для манёвра. Впрочем, видно, что пока это скорее эксперимент, чем полноценная механика — хочется надеяться, что в продолжении она получит развитие.

* * *

Финал намекает, что приключения майора продолжатся. Опасность вовсе не миновала, но теперь у вас есть шанс на победу. Помимо явного клиффхэнгера, Atom Team умело развешивает ружья, которым суждено выстрелить позже. Так было и в первой части — там мы многое слышали о Трудограде и вот выпала возможность посетить знаменитый город. Теперь же на горизонте маячит таинственный странник, преследующий героя во снах, а вокруг шепчутся о некоем Конгломерате — якобы могущественной фракции, ещё более секретной и технически продвинутой, нежели «АТОМ». Надеюсь, через годик-другой мы познакомимся с этими ребятами лично.

Достоинства:

уникальная атмосфера советского постапокалипсиса, одновременно уютная, пугающая и смешная;

простая, но продуманная ролевая система;

насыщенный мир с множеством поручений и разнообразных секретов;

хороший слог без лишней воды (а вот опечаток и ошибок, увы, немало).

Недостатки:

смазанная концовка;

спутники никак не раскрываются;

боям всё ещё не хватает полировки и возможностей.

Графика

Картинка сильно прибавила в детализации по сравнению с оригиналом и цепляет прекрасно выверенным стилем.

Звук

В редких озвученных сценах актёры словно специально переигрывают, чтобы усилить китчевую атмосферу. А вот музыки в игре практически нет, а жаль — можно было добавить каких-нибудь знакомых русских ноток.

Одиночная игра

Увлекательное ролевое приключение в советском постапокалипсисе, которое не отпускает от начала до финала.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Trudograd развивает идеи оригинальной игры и местами справляется с ними даже лучше. И заставляет ждать ещё большего качественного рывка в сиквеле.

Оценка: 8,0/10