Евросоюз ввел санкции против Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) и КамАЗа из-за использования их техники вооруженными силами РФ. Причем КамАЗ был включен в санкционный список ЕС еще с 26 февраля, но по другой причине — из-за контроля российским правительством, а УАЗ попал под ограничения впервые. Также из-за возможного использования в военных целях под санкциями оказался шинный бизнес «Татнефти».

УАЗ и КамАЗ включены в санкционный список ЕС от 3 июня. Согласно документу, компании якобы обеспечивали вооруженные силы России автомобилями, которые использовались в военных действиях на Украине. Указывается, что у УАЗа речь идет об автомобиле «УАЗ Патриот», у КамАЗа — грузовом автомобиле КамАЗ-5350, бортовом тягаче 6350 и тяжелом внедорожнике 6560. Отметим, что формально производящий военную технику «Ремдизель» выведен из периметра КамАЗа. «Ремдизель» также отдельно включен в список со ссылкой на КамАЗ.

Также со ссылкой на поставки шин для вооруженных сил в санкционный список попали активы «Татнефти» ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ПАО «Нижнекамскшина» и ТД «Кама», который, как указано, реализует продукцию этих заводов.

КамАЗ, в отличие от УАЗа, и так был в санкционном списке ЕС. Уже 26 февраля — через два дня после начала военной операции на Украине — компания попала под ограничения из-за «контроля российским правительством». Уже тогда ЕС запретил ей доступ к рынку капитала и любым видам финансовых услуг, предоставление технической помощи или торговли с ним продукцией и технологиями военного или двойного назначения. После этого немецкий Daimler приостановил работу СП с КамАЗом в России. В отношении КамАЗа также действуют санкции Великобритании, Австралии и Польши.

В УАЗе говорят, что не видят существенных рисков для бизнеса из-за включения в санкционный список.

Там поясняют, что компания «уже долгое время работает в условиях отказа от поставок комплектующих со стороны европейских производителей и последовательно реализует программу замещения компонентной базы». «Производственная программа выполняется согласно плану,— добавили там.— Социальные гарантии сотрудникам соблюдаются в полном объеме». УАЗ, как и другие российские игроки, пытался развивать экспорт в том числе на европейский рынок, однако в нынешних условиях это вряд ли осуществимо как минимум из-за логистических сложностей.

Многие иностранные поставщики действительно весной перестали поставлять продукцию российским машиностроителям, заморозив деятельность в стране. Например, так сделал Bosch, продукция которого — от систем управления двигателем до топливной аппаратуры — широко использовалась автоконцернами.

Фактически на сегодня из традиционно отечественных автоконцернов не попали под санкции только АвтоВАЗ, недавно отошедший ФГУП НАМИ, и «Урал» Дмитрия Стрежнева. В отношении еще одного актива — группы ГАЗ — в конце мая начали действовать американские санкции.

Ольга Никитина