Переезды… Все мы любим переезды, не правда ли? Коробки, машины, упаковочная бумага, плёнка, бардак. Обязательно что-нибудь ещё и потеряется по пути. Почему бы не сделать про переезд игру — спокойную, расслабляющую дзен-игру? Студия Witch Beam подумала — и сделала. Правда, только про финальную стадию переездов: паковать вещи не нужно — лишь расставлять и через это знакомиться с героиней

Жанр Головоломка

Издатель Humble Games

Издатель в России Нет

Разработчик Witch Beam

Системные требования Windows 7 SP1 и выше, процессор уровня Intel Pentium 4 2,0 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7100, 1 Гбайт на накопителе

Возрастной ценз Нет

Локализация Текст

Платформы PC, Xbox One, Nintendo Switch

Играли на PC

Часто при разговоре об играх принято превозносить «повествование через окружение» — когда произведение рассказывает маленькие истории или часть истории общей не через прямой текст (произнесённый героями или написанный в «найденных» документах), а через элементы окружения. Или, например, не через то, что тебе говорит встреченный NPC, а через то, как он при этом выглядит. Ты самостоятельно складываешь историю из косвенных «улик», используя интерактивность игрового процесса. Unpacking — тот случай, когда повествование через окружение возведено в абсолют.

Игрок входит в образ постепенно взрослеющей девушки (нет, выбрать пол и ещё какие-либо приметы тут нельзя — игра полностью линейна), раз за разом разбирая её вещи: в своей комнате родительского дома, в нескольких помещениях в кампусе колледжа (всё-таки там есть ещё и кухня с ванной), в квартире, которую героиня снимает совместно с друзьями… и так далее — обойдёмся без спойлеров. Вся наша задача — открыть коробку, расставить предметы из неё по помещениям, сложить коробку, открыть следующую коробку — пока коробки не закончатся и все вещи не будут стоять на своих местах. Если они встали на хоть сколько-нибудь подходящие места — с этим жизненным этапом покончено, перемещаемся вперед, в очередной год и очередное место. Иногда места будут повторяться — да, тут есть повествование, и весьма внятное.

Кстати, раскидать вещи кое-как, ограничившись тем, что вы просто вытащили их из коробки, нельзя. Нужно найти для каждого предмета хотя бы примерно подходящее место — иначе он подсвечивается, без указаний, куда его надо переместить. Думайте сами, что это за прибор — то ли тостер, то ли магнитофон. Поскольку стартует Unpacking из 2004-го, здесь будет некоторое количество странных вещей, часть из которых озадачит зумеров.

Если вы не можете разглядеть, что это за палочка — то ли косметическая принадлежность, то ли украшение интерьера, — можно воспользоваться зумом. Но всё-таки мы говорим о творении на основе пиксель-арт-графики, пусть и детализированной, так что увеличение размера пикселей едва ли помогает — мне пришлось несколько раз класть предметы просто наугад в разные места помещений в надежде, что вот сейчас-то он перестанет мерцать! Впрочем, таких ситуаций было немного — Unpacking в основе своей очень логичная и внятная головоломка, которая не пытается ставить перед игроком сложные задачи. Она просто призывает насладиться превращением хаоса неразобранных коробок в упорядоченность уютного жилища (или неуютного — есть здесь и такое, хотя только одно).

Дзен-потенциал Unpacking мне кажется несколько переоценённым — я во многом ждал от игры повторения практики приснопамятной Little Inferno, тоже игры про «вещизм», только там предметы надо было не расставлять, а сжигать, под опять же уютное потрескивание живого котла. Медитативное спокойствие этого процесса способно снять почти любой стресс и ввести в состояние легкого транса. Преобразование же хаоса в порядок в Unpacking — всё-таки менее расслабляющий процесс.

Сев за Unpacking с супругой, я рассчитывал на неплохой совместно проведённый вечер:

— Давай поставим эту вазу на окно? А магнитофон можно вот на этом стеллаже разместить.

— Нет, может, всё-таки ваза будет лучше смотреться на прикроватном столике?

По моим расчётам, должна была получиться своеобразная психотерапевтическая проработка травмы от не так давно сделанного ремонта. Но нет, фрустрация супруги от ненавистного процесса уборки (да, посочувствуйте мне!) оказалась сильнее, чем удовлетворение от вида вещей, расставленных по своим местам. Доигрывал я уже один. Так что будьте аккуратнее — успокаивающий эффект не гарантирован.

Всё же наиболее прекрасное в Unpacking — не сам процесс распаковки и расстановки вещей, а то самое «повествование через окружение», постепенная трансформация и героини, и времени. То, как появляются и исчезают какие-то предметы, одни интересы сменяются другими, как она взрослеет, как ищет себя в профессиональном и личном плане. То, как она добивается успеха, — и в этом ей помогает, простите за спойлер, ключевой второстепенный персонаж, розовая свинка. С ней же будет связан и катарсический эпизод в самом конце. Да, это игра про распаковку вещей пусть с небольшим, но катарсисом.

Полностью, правда, к вещам присутствие нашего альтер эго в игре не сводится — в конце каждого этапа мы перемещаемся в фотоальбом, где нас ждут фотоснимки комнат с расставленными нами вещами, заботливо снабженные подписями. Они, впрочем, добавляют совсем немного к тому, что мы и так узнали, разглядывая приставки, фигурки и утварь. Также мы можем сами порезвиться в фоторежиме с определённого момента, найдя в комнате героини «Полароид».

***

Что о нас говорят наши вещи? Какой-то титан духа, отринув «вещизм», скажет, что ничего — весь смысл человека кроется в его мыслях, поступках, фантазиях. Какая-то жертва общества потребления, напротив, скажет, что именно вещи сообщают человеку смысл. Истина, естественно, сами знаете где. Так что полностью узнать героиню Unpacking нам не суждено — только взглянуть через призму статуэток и коробок с «настолками» на то, как складывается её нехитрый, но все-таки не совсем обычный жизненный путь. И даже немного на него повлиять — порядок, в каком стоят книги на полках, зубная щётка в стакане или на раковине и место, которые занимают в нашей жизни мягкие игрушки, говорят о нас чуть больше, чем мы можем себе представить.

Достоинства:

процесс расстановки вещей по своим местам приносит некоторое удовлетворение;

ненавязчивое, но любопытное повествование через окружение; приятная музыка.

Недостатки:

расслабляющий эффект от уборки поймают не все.

Графика

Бедненький, но очень аккуратный пиксель-арт с хорошо проработанными деталями — но мне не хватило хоть какой-то работы со светом.

Звук

Саундтрек для игры написал легендарный для игровой музыки Джефф ван Дик — и он удался на славу; музыка придаёт игре оттенок светлой ностальгии и при этом оптимистический настрой. Отдельно выделю финальную песню на титрах.

Одиночная игра

Распаковываем вещи в разных местах и раскладываем их по полочкам, шкафчикам или куда придётся — количество комнат то увеличивается, то уменьшается, появляются дополнительные усложнения (вроде чужих вещей, которые то можно перемещать, то нельзя). С некоторой натяжкой этот процесс можно назвать головоломкой.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Повествование через окружение в своей крайней форме — мы узнаём героиню, понимаем её и находим с ней точки пересечения, раскладывая за неё вещи. И делать это оказывается весьма интересно!

Оценка: 8,0/10