Мощность двигателя и паспортный крутящий момент зависят от работоспособности ряда технических систем, а также от качества топлива. Если появляются перебои в работе, то они немедленно сказываются на тяге и на динамике автомобиля. На какие узлы обращать внимание в первую очередь, когда водитель вдруг ощущает снижение тяговых характеристик мотора?

Внешнее влияние

Работоспособность любого двигателя зависит от температуры окружающего воздуха и от количества поступающего в силовой агрегат кислорода. Для правильного приготовления горючей смеси воздуха необходимо в несколько раз больше, чем бензина. Если наступает жаркая погода и воздух разряжен, то атмосферные силовые агрегаты испытывают дефицит кислорода и наблюдается изменение их характеристик.

В горах этот эффект заметен больше. Воздух там разряжен, и чем выше забирается автомобиль, тем больше падает тяга. Первые 1000 м над уровнем моря отбирают у атмосферного двигателя около 10% мощности. Вторые 1000 м — уже 30%, а на высокогорной дороге на перевале, на 3 тысячах метров, атмосферный 100-сильный мотор будет выдавать около 50 л. с. Исключение составляют турбированные двигатели, создающие высокую плотность поступающего воздуха. В жару и на высокогорных дорогах турбонаддув помогает соблюсти относительную динамику.

Осадки

В дождь также ухудшается аэродинамика машины и увеличивается сопротивление качению. Под проливным дождем плотность среды, сквозь которую едет машина, становится выше почти в 800 раз. В очень сильный ливень колеса даже теряют сцепление с дорогой и всплывают в глубоких лужах. Возникает эффект аквапланирования, и машина замедляется до 80 км/ч. Быстрее ехать просто невозможно из-за риска потери управляемости.

На динамику оказывает влияние и встречный ветер. Если его скорость составляет 20 м/с, то на скорости в 100 км/ч он съедает до трети мощности мотора.

Умирающий топливный насос

Чаще всего в потере динамики виновным оказывается топливный насос. Через несколько лет он вырабатывает ресурс, и давление топлива в системе резко снижается. Начинаются перебои в смесеобразовании, горючее оказывается обедненным, количество выделяемой энергии при сгорании резко снижается. То же самое происходит из-за забившегося топливного фильтра. В итоге бензин плохо поступает в двигатель, мощность падает.

При подтверждении проблем с насосом его необходимо срочно заменить, иначе вскоре он перестанет работать, и автомобиль уже не заведется.

Засорившийся фильтр

Проблемы с поступлением воздуха могут быть и при неисправностях системы впуска. Засоренный фильтр является одним из главных факторов резкого прекращения поступления воздуха. Забитый грязью, пылью и сухой листвой фильтрующий элемент снижает циркуляцию воздуха почти наполовину. Естественно, говорить о правильном приготовлении смеси уже нельзя.

Неисправное сцепление

Неисправности трансмиссии тоже приводят к потере приемистости. Изношенные диски сцепления проскальзывают и поглощают момент от двигателя. Узел греется и еще больше разрушается. Сначала водитель ощущает потерю в разгоне, затем машина не может ехать на высокой скорости и при надавливании газа снижает темп. В итоге автомобиль способен в лучшем случае ползти на второй или третьей передачах со скоростью 30 км/ч.

Сцепление может буксовать не только у автомобилей с механической коробкой, но и с роботизированной коробкой.

Плохой бензин

Некачественное топливо приводит к развитию эффекта детонаций в двигателе. Смесь не выдерживает давления сжатия и подрывается до появления искры у свечи. Причем вспышка может образовываться в нескольких местах камеры сгорания, отчего воспламенение смеси приобретает взрывной характер. Энергия взрыва препятствует движению поршня, отчего двигатель испытывает внутренние нагрузки и его мощность снижается.

Детонации опасны и тем, что разрушают детали поршневой группы и наносят повреждения стенкам цилиндров.

Неисправные датчики

При отказе некоторых датчиков электронный блок управления переводит работу мотора в аварийный режим. Выдавать заявленные характеристики он уже не сможет. Смесь готовится усредненной, и на панели приборов зажигается сигнальная лампа Check Engine. Мощность и крутящий момент снижаются. При первой возможности надо продиагностировать мотор и найти вышедший из строя датчик.