Электромобили станут популярными в России через 10-15 лет, полагают эксперты. Пока для наших дорог это всё ещё экзотика, хотя в других странах их число активно растёт. Что мешает таким машинам покорить Россию и к чему следует быть готовым тем, кто решил обзавестись электрокаром?

Автомобиль с кешбэком

К 2035 году каждый четвёртый автомобиль, продаваемый в нашей стране, будет работать на электричестве, прогнозируют в The Boston Consulting Group. Для развития этого сектора нужно расширять сети зарядных станций, а также снижать ввозные налоги, считает руководитель глобального направления «Город будущего» компании BCG Владислав Бутенко. «Отдельно хочется отметить некоторые усилия, принимаемые на региональных уровнях. Например, бесплатная парковка для электромобилей в Москве или планируемое освобождение от транспортного налога в Дагестане, Башкирии, Забайкалье, Волгоградской области и на Сахалине должны быть рассмотрены и максимально растиражированы по всей стране», — полагает он.

В начале этого года в России насчитывалось около 11 тыс. легковых электромобилей. В этом небольшом парке 18 моделей 14 различных марок. Хотя в реальности 80% всех электрокаров в стране приходится на одну модель — Nissan Leaf. Их привозят в основном из Японии, поэтому у большинства из них правый руль. 11 тыс. — это, конечно, немного, особенно по сравнению с соседним Китаем, где электромобили уже начали понемногу завоёвывать страну. В конце 2020 года их число в КНР достигло 4,92 млн — на 30% больше, чем годом ранее. Хотя в общей массе китайских машин (281 млн) автомобили с электродвигателем всё ещё не так заметны.

Продажи электромобилей сильнее всего растут в тех странах, где государство частично оплачивает гражданам их покупку, отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Так происходит Китае, в Норвегии, в американском штате Калифорния. «В Германии в прошлом году государство компенсировало гражданам до 9 тыс. евро при покупке электромобиля, который в среднем стоит 35 тыс. И продажи там сразу выросли в три раза. В тех странах, где субсидирование прекращалось, продажи электромобилей падали».

Россия вряд ли станет доплачивать покупателям электромобилей. Их приобретают отнюдь не бедные граждане, ведь это в основном машины премиального класса. За самый скромный подержанный электромобиль можно выложить больше 1 млн руб., а новые стоят в несколько раз дороже.

Подождать 10 лет

Возможно, дешёвый автомобиль с электродвигателем сможет сделать сама Россия. До конца этого года в Тольятти планируется запустить серийное производство первого российского электромобиля Zetta. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он даже лично прокатился на опытном образце. «Сложно понять по динамике, но по управлению достаточно комфортно. Основа есть, но с материалом продолжим работать, чтобы потребителю она понравилась», — сказал министр после тест-драйва.

Создатели автомобиля уверяют, что минимальная стоимость Zetta в базовой комплектации составит 550 тыс. руб. Но у экспертов есть сомнения на этот счёт. «На мой взгляд это пока не очень реальная цена, — считает Сергей Удалов. — Заметную долю в стоимости электромобиля составляет батарея, а нынешние технологии их производства довольно дороги. Так что пока дешёвого в производстве автомобиля ожидать не стоит».

Именно высокая цена делает автомобили с электродвигателем не особо выгодными для покупателей. Хотя, заплатив сразу много, дальше владелец такой машины начинает экономить на топливе. Стоимость электроэнергии куда ниже бензина. То же самое касается эксплуатации и ремонта, которые обходятся дешевле, чем для машины с двигателем внутреннего сгорания. Основные сложности, с которыми может столкнуться владелец электромобиля в России, — отсутствие сетей заправок. Это неприятно, особенно учитывая, что у таких машин относительно небольшой автономный пробег. Иными словами, заряжаться придётся часто, а сделать это можно не везде. «Заправки для электромобилей развиваются в основном в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, — отмечает Сергей Удалов. — Впрочем, автомобиль можно заряжать и от бытовой сети, нужно лишь иметь специальное оборудование. Но это медленный процесс, чтобы зарядить батарею таким образом, нужна целая ночь. В среднем запас хода электромобиля составляет 200-300 км, так что ночью зарядили, днём ездите. Следует также учесть, что у нас достаточно жёсткий климат и приходится тратить больше электроэнергии на обогрев. В теплых странах с этим проще».

В настоящее время у граждан России нет особого резона покупать электромобиль, считает эксперт. Хотя через 10-20 лет электромобили всё равно возьмут своё. По оценке норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, с 2033 года больше половины всех продаваемых в мире автомобилей будут работать на электричестве. «К 2030-2040 годам Россия тоже будет вынуждена идти в этом направлении, — отмечает Сергей Удалов. — Многие автопроизводители уже заявили, что к тому времени не будут разрабатывать и производить автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Тогда электромобилей станет много, их стоимость будет снижаться, и относительно дешёвые машины придут и к нам. В ближайшие годы парк электромобилей в России тоже будет расти, как и число заправок, но без поддержки государства это будет происходить медленно».