На подавляющем большинстве новых автомобилей с 2016 года устанавливаются так называемые системы стабилизации Electronic Stability Program (ESP), которые включают в себя массу иных устройств различного назначения. Там есть ABS с распределением тормозных усилий в поворотах, противобуксовочные алгоритмы, а также электронные имитаторы блокировок дифференциала. На разных автомобилях они называются по-разному — ASR, A-TRAC, ETS, — но все выполняют похожие функции: работают на удержание автомобиля на траектории. Между тем для эксплуатации в снегу эти программы не подходят и ESP начинает раздражать водителей.

Как работает ESP?

ESP предназначена для предотвращения срыва автомобиля в занос и компенсации бокового скольжения. Поэтому ESP еще называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой». Она помогает сохранять курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль в поворотах на скользких дорогах.

Блок управления ESP связан через главную электронную шину с блоком управления двигателем и может ограничивать крутящий момент на ведущих колесах при возникновении риска сноса передней оси. Определение опасных перегрузок и угловых скоростей колес происходит при помощи датчиков ABS, а также сенсоров продольных и поперечных ускорений.

На сухом асфальте в случае развития аварийного скольжения электроника убирает газ и заставляет машину сбрасывать скорость, нагружая передние рулевые колеса. Машина мгновенно выправляет траекторию.

Однако на заснеженных участках дорог преимущества системы курсовой устойчивости превращаются в недостатки. Автомобили вязнут в снегу и не реагируют на педаль газа.

В каких случаях ESP начинает вредить?

Чаще всего ESP мешает на невысоких скоростях при движении по заснеженному двору или по нерасчищенным участкам. Если колеса буксуют, то электроника тут же убирает газ, воспринимая его как начало сноса. Однако без небольшой пробуксовки преодолеть глубокий сугроб на дороге невозможно. Водитель видит на приборной панели моргающую лампочку ESP, и автомобиль вязнет.

Тяга потребуется и в других ситуациях, в том числе и при спортивном прохождении поворотов, когда автомобиль вытягивается из виража газом. Делается это следующим образом: перед скользким поворотом водитель сбрасывает скорость до 40-45 км/ч, проходит вершину виража без рывков под сброс газа, прижимаясь к внутреннему краю дороги, а дальше давит на педаль газа и ускоряется, постепенно выправляя траекторию. В этот момент колеса немного буксуют и тянут автомобиль за собой, позволяя кузову немного сползать боком. Если электроника начнет «душить» мотор, то машина теряет стабильность.

В общем, для движения по заснеженным дорогам машина должна иметь избыточную тягу.

Как отключать ESP?

Инженеры знают об особенностях езды по скользким дорогам, поэтому предусмотрели отключение ESP специальной кнопкой на центральной консоли.

Делается это в два этапа. Сначала при однократном нажатии на кнопку перестает действовать противобуксовочная система: ограничитель тяги снимается, и водитель получает возможность на скользком покрытии тянуть машину небольшим газом.

Если нажать на кнопку повторно и удерживать ее еще около трех секунд, то ослабляет хватку ESP. Электроника позволяет машине скользить и не вмешивается в работу тормозов. Делать это не рекомендуется, так как в повседневном трафике открывающийся потенциал машины использовать невозможно. Он пригодится разве что в раллийных гонках или в дрифте.

Правда, на многих машинах стабилизация не отключается совсем и при возникновении опасного заноса грубо вмешивается в управление.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев кнопка отключения ESP понадобится тем, кто пытается выбраться из снежных сугробов. Главное — после прохождения препятствия вновь активировать электронику.