Бывалые автомобилисты утверждают, что при езде на новых зимних колесах необходимо быть вдвойне аккуратным, потому как в первое время они ведут себя странно. Новая резина (особенно «липучки») в критические моменты может не удержать автомобиль на мерзлом асфальте. Производители автомобильных шин признаются, что резина перед полноценной эксплуатацией должна пройти период адаптации и обкатки, который сопряжен с рядом особенностей используемого при производстве материала. Только после этого шины можно эксплуатировать в полную силу. Насколько велик этот адаптивный период?

Что за «волоски» на новых шинах?

Новые колеса имеет странные волоски и цветные полоски на протекторе. Необычный внешний вид новых покрышек связан с технологией их изготовления.

Колесо на финальном этапе производства в виде заготовки из разных слоев материала поступает в вулканизационную камеру. Мягкий слой резины вливается в пресс-форму, а затем сдавливается, получая нужный рисунок протектора. Лишний материал и воздух уходят в технологические камеры, которые позволяют резине плотно лечь в форму. Таким образом и получаются волоски резины на протекторе.

Кроме того, во время изготовления шины внутренние поверхности пресс-формы смазываются специальным составом, препятствующим прилипанию материала к стенкам. Если этого не делать, то резина после вулканизации может быть повреждена при извлечении.

Эта технологическая смазка, так же как и ворсинки, остаются на шинах. В магазинах можно увидеть на стеллажах лоснящиеся от масла колеса с подобной «щетиной».

Искаженные характеристики

Специалисты компании Michelin проводили специальные исследования на финском полигоне в Ивало. Оказывается, ворсинки фрикционных шин на голом льду положительно сказываются на поведении колес. Они улучшают сцепление почти на 2% в поперечном направлении и на 6-8% — в продольном.

Резиновые волоски на укатанном снегу и на ледяной поверхности дороги действуют аналогично шипам. Они подворачиваются под протектор и вгрызаются в мягкую поверхность покрытия. Эффект, конечно, не такой, как у «шиповок» с металлическими зубьями, но тоже есть.

А вот масло вредит характеристикам шины. Смазывающая жидкость забивает поры резины, в результате чего коэффициент сцепления снижается. Новая зимняя покрышка может заскользить в неожиданный момент.

Приходится обкатывать шины, то есть ездить медленнее, чем хотелось бы, и ждать, пока масляная пленка сойдет вместе с верхним слоем резины.

Шипованные колеса тоже необходимо обкатывать, хотя на льду они не теряют своих характеристик. У них другая напасть, а именно — ослабленные крепления металлических зубьев.

Шипы вставляются в специальные прорези на поверхности шины. Нередко для облегчения этой операции тоже используется смазка, которая затем остается внутри гнезд, а также на поверхности покрышки. Она способствует неплотному прилеганию зубьев. Поэтому необходимо ездить медленно до тех пор, пока смазка не сойдет. Если дать зимней покрышке максимальную нагрузку в первые дни после ее покупки, то часть шипов может вылететь.

Как проводится обкатка колес?

Процедура обкатки новых шин проста. Необходимо соблюдать скоростной режим и не разгоняться свыше 80-90 км/ч. Нельзя входить в повороты на высокой скорости. Лучше притормозить, чтобы не дать колесам сорваться в снос. В период обкатки важно избегать резких разгонов, торможений, а также маневров перестроения на высокой скорости.

Наиболее эффективный период обкатки занимает первые 300 км пробега. Далее можно ездить быстрее, но без экстремальных нагрузок. Следует избегать заездов на бордюры, острые камни и на другие препятствия. В целом полная обкатка производится в течение первых 1000 км пробега. Далее необходимо отбалансировать колеса. Необходимо компенсировать увод центра тяжести колеса после усадки на диске.