Mimimi Games своей игрой Shadow Tactics показала, что умеет делать прекрасные стелс-тактики. Однако удалось ли немцам совладать с продолжением серии, которой они вдохновлялись для своего первого проекта? Не был ли успех случайностью? Надевайте шляпу, седлайте коня — мы отправляемся в путешествие по Дикому Западу в поисках ответов

Жанр Тактика в реальном времени

Издатель THQ Nordic

Разработчик Mimimi Games

Минимальные требования Процессор Intel Core i3-4150 3,5 ГГц / AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 570 / AMD Radeon HD 6950, 20 Гбайт на накопителе, интернет-соединение и учётная запись в Steam

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-4690 3,5 ГГц / AMD FX-8350 4 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 670 / AMD Radeon HD 7870

Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One

Играли на PC

Тактическим стелсам не слишком везло на громкие имена — довольно сложно вспомнить что-то помимо Commandos и Desperados, — а в начале 2000-х с уходом этих серий поток достойных игр и вовсе иссяк. С таким положением дел не захотели мириться немцы из Mimimi Games. В 2016 году им удалось вернуть жанр в центр внимания с помощью шикарнейшей Shadow Tactics: Blades of the Shogun. У неё было всё: продуманный до мелочей дизайн локаций, занимательный антураж феодальной Японии, разнообразие в способах прохождения, интересные ситуации. Игра, как подобает тактике, постоянно заставляла думать и планировать свои действия на несколько шагов вперёд. Mimimi доказала свою компетентность, так что кому, как не ей, стоило поручить возрождение Desperados? И хотя разработчики подошли к делу со всей ответственностью, после десятков часов, проведённых в Desperados III, очень сложно отделаться от мысли, что студия побоялась даже на шаг отойти от сработавшей в прошлый раз формулы.

Кручу, верчу, пройти хочу!

Сюжетно Desperados III — приквел, рассказывающий, помимо прочего, о знакомстве Джона Купера с Кейт О’Харой и доком Маккоем. Заодно третья часть показывает охотника за головами ещё совсем зелёным подростком, не умеющим орудовать ни ножом, ни револьвером. Подход грамотный — новых выпусков давно не было и наверняка для многих эта игра окажется первой в серии. Правда, история в основном развивается в коротеньких заставках до и после миссий, звёзд с неба не хватает и нужна по большей части лишь для логического обоснования перемещения компашки по разным регионам. Зато «химия» между персонажами есть, и на том спасибо.

Впрочем, тактика в реальном времени — совсем не тот жанр, где повествование настолько уж важно. Подобные игры в первую очередь опираются на продуманный игровой процесс — как раз с ним Mimimi в очередной раз справилась на ура. Попадая на новый уровень, первым делом несколько минут присматриваешься к нему. Подмечаешь точки возможного проникновения, маршруты патрулей, расположение охранников, их зоны видимости. Потом ещё какое-то время прикидываешь, как добраться до требуемого места. Подготовились? Что ж, начинается самое весёлое — осуществление задуманного плана.

Который (конечно же!) практически всегда идёт наперекосяк. Где-то недосмотрел и слишком поздно понял, что одного из охранников не убрать — увидит другой, на вышке. Где-то пробежался по песку, и патруль радостно пришёл по оставленным следам к туалету, в котором спрятался герой. Местами так вообще чёрт его знает, что делать, — местность просматривается от и до, «снять» просто так никого не выйдет. Сидишь, вертишь камеру то так, то эдак, думаешь. Пробуешь одно, замечают, загружаешься. Другое — опять неудача, снова загрузка. Но должно же быть решение!

Таких ситуаций в Desperados III полно, и, возможно, кому-то цикл «сохранить-проверить-загрузить» придётся не по вкусу, пусть даже в обучении говорится, что это вполне себе нормально. Зато чувство, когда всё-таки подбираешь один из ключиков к головоломке и продвигаешься чуть-чуть вперёд, ни с чем не сравнить. Разгадав головоломку, хочется крикнуть: «Я всех перехитрил, аха-ха-ха!» И через секунду нажать F8, потому что кто-то в очередной раз «спалил» партию.

Конечно же, ничего бы не работало без нескольких важных деталей. В первую очередь грамотного дизайна локаций и расположения врагов. Mimimi, показав свои навыки в Shadow Tactics, не слишком опустила планку качества. По качеству уровни колеблются от «хорошо» до «шикарно»: каждый из них отлично продуман, частенько предлагает несколько вариантов прохождения, а кое-где удивляет окружением. Особенно в этом плане удалась миссия, где герои просыпаются после дикой попойки, не могут ничего вспомнить и уж тем более понять, чем так насолили людям шерифа. Смотришь на город — он раскурочен. А на центральном перекрёстке стоит огромный сейф с наведённой на него пушкой. Причём его, судя по глубокой борозде, каким-то образом вытащили из банка на другом конце улицы. Тут уж появляется желание самому спросить, чем, собственно, подопечные в ту ночку занимались.

Другой важный аспект — разнообразие персонажей. У каждого из пяти активных героев есть свой набор уникальных способностей, знакомых поклонникам как Desperados, так и Shadow Tactics. Один умело метает нож и кидает монетку для отвлечения внимания. Другой — ставит ловушку и подзывает врагов свистом. Третья никого не убивает, но может использовать маскировку, заговаривать или охмурять мужчин, заставляя их на время покидать свои посты. На женщинах, к слову, трюк не работает. Хотя наиболее интересный набор получила Изабель Моро: она при помощи магии вуду умеет контролировать разум и даже связывать судьбы двух людей. Если, скажем, зарезать одного, то второй тоже скончается, что открывает изрядный оперативный простор.

Кроме того, подопечные по-разному взаимодействуют с поверженными врагами. Джон и Изабель могут носить только одного оглушённого или убитого противника, вставая при этом в полный рост. Маккой и Кейт, наоборот, оттаскивают людей согнувшись, а здоровяк Гектор мало того, что способен взять по человеку в руку, так ещё и бегать с «грузом» может.

Всё это нужно учитывать из-за зоны видимости охранников. Она делится на две части: «серую», где герои могут передвигаться вприсядку, но будут замечены, стоит им встать, и обычную, где их увидят в любом случае. Поэтому мало придумать, как тихо снять того или иного злодея. Нужно ещё решить, кем именно это сделать, ведь тело потребуется спрятать — и это не проще, чем к кому-нибудь подобраться. Впрочем, здесь Mimimi использует тот же приём, что и в предыдущем проекте, — достаточно отнести трупик в ближайшие кусты, и улика исчезнет с карты. Сами разработчики подшучивают над этой условностью достижением «Куст-людоед», которое выпадает за определённое количество тел, «скормленных» прожорливой растительности.

В общем, на руки выдаются все инструменты для успешного выполнения задания, но как именно и в каких сочетаниях их использовать — уже зависит от вас. Кому-то больше нравится действовать тихо и осторожно, кто-то будет решать проблемы при помощи огнестрела. Игра не навязывает какой-то один стиль прохождения — действуйте так, как нравится.

Если же Desperados III покажется слишком лёгкой или сложной, то тонкая настройка параметров позволит подогнать её под себя. И обязательно попробуйте повыбивать медальки, которые можно получить за повторные прохождения заданий, но с определёнными, обычно в чём-то ограничивающими условиями. Или осилить испытания барона, кардинально меняющие расклад сил на уже знакомых картах. Всё это добавляет триквелу несколько дополнительных десятков часов, позволяет взглянуть на механики и уровни под совершенно другим углом и поломать голову над поиском нестандартных решений.

Налейте того же, пожалуйста

И всё-таки, при всех стараниях, Desperados III не удалось дотянуться по увлекательности до Shadow Tactics. В первую очередь из-за антуража. Как ни крути, пустоватый Дикий Запад не идёт ни в какое сравнение с феодальной Японией с её грандиозными дворцами, садами и огромными армейскими лагерями. Видно, как Mimimi изо всех сил старалась разнообразить все эти небольшие городки, карьеры, каменоломни, попутно серьёзно расширив возможность использовать элементы окружения для имитации «несчастных случаев». Однако со временем от похожих стилистически уровней, всяких вагонеток да кранов с подвешенными грузами под палящим солнцем начинаешь уставать. К тому же выбранный временной период не лучшим образом сказался на вертикальности локаций: ковбои не умеют орудовать крюками-кошками и передвигаться с грацией ниндзя по карнизам, поэтому и способы проникновения стали более очевидными.

Как в целом и сами миссии оказались прямолинейнее. В игре есть классные задания вроде необходимости устранить нескольких влиятельных людей в городе, причём убийства можно обставить как случайности (упал плохо закреплённый колокол на голову, с кем не бывает). Или уровня, где проезжающий поезд загораживает героев от взгляда охранников, и можно несколько секунд безнаказанно творить свои грязные делишки. Однако чаще всего просят просто куда-нибудь добраться или что-то взорвать. Да, это весело и интересно благодаря хорошему дизайну карт и игровому процессу, но по вариативности и размаху не дотягивает до миссий Shadow Tactics, где нужно было, например, придумывать, как бы отделить жертву от многочисленного сопровождения.

Однако главная моя претензия к Desperados III состоит в том, что она опасно близко подобралась к званию обычного дополнения под тем же соусом. Если вы не играли в Blades of Shogun, то ничего не заметите, но знакомые с предыдущей игрой Mimimi сразу обратят внимание на то, что враги совсем не изменились. Охранники в пончо, как и их японские аналоги в шляпах, не двигаются с места ни при каких условиях. Громил в плащах, как и самураев, врукопашную без проблем можно убить лишь одним героем-танком. Каких-то свежих идей по части противников и новых типов злодеев за четыре года не появилось, и это расстраивает. Хотя ладно, в игре есть собаки, способные унюхать вас в кустах, но за основную кампанию животные появляются всего лишь пару раз, и, кажется, в студии просто не придумали, что с ними делать.

Получается забавный парадокс. Из-за сильного сходства с предыдущим проектом студии Desperados III уже не выглядит так свежо и оригинально, как в своё время Shadow Tactics. И хотя сама Blades of Shogun довольно многое взяла как раз от первых двух Desperados, триквел всё-таки намного ближе к ней, чем к своим же предшественникам.

В целом же Mimimi во второй раз удалось сделать прекрасную стелс-тактику с невероятно затягивающим игровым процессом, но складывается ощущение, что немцы будто бы побоялись что-то менять в сработавшей один раз формуле, ограничившись минимумом правок. И даже в этом случае Desperados III вышла очень занимательной, пусть и уступила в некоторых аспектах проекту 2016 года. Однако хотелось бы, чтобы в следующий раз студии хватило смелости отойти на несколько шагов в сторону от принёсшей ей известность идеи и сказать что-то новое.

Достоинства:

продуманный дизайн карт;

каждая новая локация — головоломка, к которой необходимо подобрать ключик;

наличие дополнительных условий и отдельных миссий, позволяющих взглянуть на игру под другим углом.

Недостатки:

игра копирует многие элементы Shadow Tactics, в том числе сюжетные ходы, из-за чего порой кажется, что это не триквел другой серии, а дополнение к предыдущей игре студии.

Графика

Desperados III предлагает довольно реалистичный графический стиль, что идёт игре только на пользу. Причём это не сказывается на «читаемости» картинки — вы никогда не потеряете героев на карте. С оптимизацией на этот раз тоже всё отлично.

Звук

Если честно, толком про звук сказать нечего. Актёры неплохо справились со своими ролями, а всё остальное как-то не запомнилось.

Одиночная игра

Хардкорная стелс-тактика во всей своей красе. С продуманными локациями, интересными сочетаниями способностей персонажей и настолько захватывающим игровым процессом, что из игры выходишь лишь тогда, когда окончательно отсидишь пятую точку.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Mimimi вновь доказала, что на данный момент студии нет равных в стелс-тактиках. Однако при всех своих достоинствах Desperados III слишком опирается на достижения Shadow Tactics. Что-то получилось хуже, что-то копируется целиком — и это приближает триквел к обычному дополнению.

Оценка: 8,5/10