В начале июня проходит фестиваль скорости в Гудвуде, куда собираются ценители ретрокаров и спортивных машин со всего мира. На показательных выступлениях можно встретить десятки уникальных исторических автомобилей, а также узнать нечто новое из мира автомобилестроения. Как правило, организаторы из Goodwood Road and Racing радуют собравшихся интересными нетривиальными подборками и рейтингами. На этот раз были оглашены победители в категории «Eight brilliant cars from rubbish car brands». Название в стиле Джереми Кларксона можно перевести как «Восемь замечательных автомобилей дрянных марок». Победителем его стала российская LADA.

LADA Niva

Машина названа образцом «сумасшедшего, блестящего и немного жесткого инжиниринга» и «классикой дизайна внедорожников». Авторы отмечают, что советскую и российскую «Ниву» выпускают в почти неизменном виде. Ее конструкция подходит для езды в горных районах и для среднеевропейских суглинков. «Недорогая, мягкая и практичная машина отлично справляется с дорожными ситуациями и в городе, и на бездорожье», — говорится в описании. Английские журналисты нисколько не иронизируют над автомобилем, которому уже исполнилось 43 года. В Великобритании только недавно прекратил выпускаться Land Rover Defender, который почти без изменений собирался на платформе 40-х годов. Поэтому старая конструкция для консерваторов — это признак культовости модели. Попадание же LADA в число «rubbish car brands» вызвано не столько низким качеством продукции, сколько ее экстравагантностью на фоне европейских марок. Это становится понятно, когда смотришь на других представителей «мусорного» рейтинга.

Daewoo Matiz

Экстерьер автомобиля был разработан для фирмы Fiat в дизайн-студии ItalDesign-Giugiaro прославленного Джорджетто Джуджаро. Тогда Fiat создал свою модель Fiat Seicento, и прототип был продан компании Daewoo, которая стремилась запустить новую малолитражку вместо устаревшего Daewoo Tico. Инженерные работы велись в Daewoo Worthing Techical Centre в Англии. В итоге автомобиль получился на редкость сбалансированным и функциональным. Российским автомобилистам он хорошо знаком и пользовался большой популярностью.

За 10 лет производства было продано больше 2,3 млн Daewoo Matiz M200/M250. Новое поколение машины назвали Chevrolet Spark M250.

Daihatsu Copen

Компания Daihatsu создана как бюджетный бренд Toyota. Ее модели выглядят неказисто, за что британцы и назвали их «мусорными». Однако компактный родстер Copen стал исключением. Автомобиль с жестким складным верхом выпускался с июня 2002 года и на фоне конкурентов стоил недорого. Под капотом трудился бензиновый 64-сильный мотор объемом 0,7 л, благодаря чему в Японии автомобиль попадал под стандарты кей-каров. На рынках Европы, Африки и Азии продавался рядный 4-цилиндровый 16-клапанный агрегат K3-VE объемом 1,3 л и мощностью 86 л. с. Вместе с ним автомобиль достигал максимальной скорости в 180 км/ч, а время разгона до «сотни» составляет 9,5 с. Небольшая, недорогая, динамичная и симпатичная машинка полюбилась молодежи и сформировала вокруг себя особую субкультуру.

В мире образовано множество клубов владельцев Daihatsu Copen.

DeLorean DMC-12

Этот спортивный автомобиль хорошо известен по фильму «Назад в будущее». Он выпускался в Северной Ирландии для американской автомобильной компании DeLorean Motor Company с 1981 по 1983 год. Впервые для массового потребителя был доступен спортивный автомобиль с передовыми инжиниринговыми решениями. Особенностью машины стал рамный кузов из композита, оклеенный снаружи листами неокрашенной нержавеющей стали толщиной 1 мм, из-за чего DeLorean не боялся коррозии. В DMC-12 были использованы двери типа «крыло чайки». А под капотом стоял 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,9 л мощностью 150 л. с. На машину устанавливались как механическая 5-ступенчатая, так и автоматическая 3-ступенчатая коробка передач. По признанию многих экспертов, это был выдающийся автомобиль, однако организация его производства и продаж были некудышными. Низкое качество изготовления и масса других организационных проблем привели к банкротству бренда DeLorean. Всего было изготовлено около 9 тысяч машин, которые приобрели статус культовых.

Vector W8

Еще одна попытка создать идеальный спортивный автомобиль была предпринята дизайнером и инженером Джеральдом Вигертом. Он сначала нарисовал, а затем создал концепт, который готовил к запуску в производство. Машина была представлена на автошоу в Лос-Анджелесе в 1980 году в качестве безмоторного прототипа, а чуть позднее машина получила двигатель Chevrolet Donovan V8 объемом 5,7 литра с двумя турбонагнетателями AiResearch H3, впрыском топлива и системой смазки с сухим картером. Мощность составляла 650 л. с., а крутящий момент — 800 Нм. Время разгона до 100 км/ч составляло ровно 4 секунды, а четверть мили Vector W2 проходил за 11,0 секунды. Максимальная скорость, по расчетам, должна приближаться к 380 км/ч. Проверять ее на практике никто не решался.

К сожалению, спорткар так и не пошел в производство. Найти денег на запуск нового спортивного бренда не удалось.

Bricklin SV-1

Строить суперкары мечтает любой начинающий инженер. Нарисовать красивую машину, продумать инженерную часть и даже найти деньги на первую партию можно, но вот выйти на стадию серийного производства и поддерживать должное качество автомобилей на протяжении многих лет намного труднее.

В 1974 году был представлен канадский среднемоторный футуристичный болид Bricklin. Это была относительно инновационная машина. Кузов изготавливался из стеклопластика. Под капотом стоял мотор фирмы AMC 360 мощностью 229 л. с. и 4-ступенчатая АКПП Chrysler. На спорткаре были установлены двери типа «крыло чайки». Особое внимание уделялось пассивной безопасности кузова. Этот автомобиль даже позиционировался как самое безопасное транспортное средство, что отражено в названии SV-1 «Safety Vehicle», то есть «безопасный автомобиль». Однако погоня за футуристичностью сделала модель нефункциональной. Электропривод дверей работал плохо, и они открывались в течение 10 секунд, а стоянка на летнем солнце могла привести к короблению углепластиковых панелей кузова. Всего было сделано 140 автомобилей, и в 1976 году выпуск прекратился.

Matra Rancho

Французская компания Matra производит военное и авиационное оборудование, системы вооружения, вагоны метро, телекоммуникационное оборудование, а в 60-70-е годы она делала еще и автомобили. Большого успеха они не имели, что и позволило британцам зачислить бренд в «rubbish car brands». Хотя у Matra был выдающийся автомобиль. Это универсал повышенной проходимости Matra Rancho, построенный на базе Simca 1100. Машина была показана публике в 1977 году. Универсал мог не только хорошо ездить по асфальтовым дорогам, но иногда и забираться в грязь.

В 1981 году появилась версия с открытым верхом и коммерческие образцы, у которых менялись кузовные панели.

Matra Rancho имел блокировку дифференциала, полный привод, а спецверсии даже оборудовались лебедкой и запасным колесом на крыше. Полный привод и 80-сильный мотор позволял машине уверенно держаться на дороге.

Reliant Scimitar GTE

Компания Reliant прославилась нелепыми, склонными к опрокидыванию трехколесными автомобилями для небогатых британских рабочих. Но был у них автомобиль — Scimitar GTE Shooting Brake, названный британцами шедевром. Этот стильный и практичный универсал со спортивным характером, выпущенный в 1968 году, имел 3,0-литровый мотор V6 Ford Essex мощностью 140 л. с. Scimitar разгонялся до 100 км/ч менее чем за 9 секунд, а максимальная скорость приближалась к 200 км/ч. Продавался Scimitar GTE успешно в количестве 2 тысяч штук в год. Scimitar GTE был у принцессы Анны, единственной дочери королевы Елизаветы II.