Электронные системы стабилизации сейчас приобрели широкую популярность. Они устанавливаются не только на дорогие модели, но идут уже и на машины массового сегмента и входят в базовые пакеты оснащения. Во время нештатных ситуаций они выручают из беды, помогают оставаться на дороге и эффективно борются с заносами и сносами.

Однако иногда такое вмешательство бывает некстати. Некоторые драйверские приемы, отлично получающиеся на старых «девятках», «десятках», «Калинах» и даже престарелых BMW, не выходят, если пытаться проделать их, сидя за рулем какого-нибудь современного Polo-седана. В итоге электронные защитники пасуют, и драйверские финты оборачиваются неприятными казусами. О каких же негативных сторонах электронных систем стабилизации необходимо знать, чтобы не попасть впросак?

Как работает система стабилизации?

Электронная система стабилизации ESP состоит из нескольких составляющих.

Электрогидравлический блок с контроллером нагнетает давление в тормозной системе. Датчики частоты вращения колес и угла поворота рулевого колеса помогают компьютеру высчитывать траекторию движения машины. Прибор для измерения линейных и угловых ускорений фиксирует развитие заноса или сноса, а электронный блок обрабатывает всю эту информацию. Вместе с ESP работают другие электронные помощники, такие как антиблокировочная система (ABS), соединенная с технологией распределения тормозных усилий (EBD), а также электронная блокировка дифференциала (EDS) и антипробуксовочная система (ASR).

В целом работу электронных устройств можно представить следующим образом.

К примеру, водитель превысил скорость при вхождении в поворот, и машину начало сносить с дороги к обочине. ESP вступает в действие и препятствует сносу путем подтормаживания заднего внутреннего колеса и снижения крутящего момента двигателя. Тем самым кузов транспортного средства получает дополнительный разворачивающий момент и изменяет траекторию движения. Машина подкручивается и выходит из сноса.

Если автомобиль, наоборот, уходит в занос, то есть намеревается забросить корму в сторону, то электроника подтормаживает уже переднее наружное колесо и снижает тягу на ведущих колесах.

И в том и в другом случае электроника не дает машине разгоняться, пока она не встанет на верную траекторию. Блок управления «душит» мотор и убирает тягу с колес. В этом-то и заключается «медвежья услуга» ESP.

Потеря тяги в повороте

Водителям, знающим особенности поведения на дороге переднеприводных автомобилей, хорошо известно правило, что потеря тяги в повороте приводит к развитию сноса. Они резонно замечают, что не вовремя брошенная педаль газа приводит к неприятностям. ESP помимо подтормаживания колес убирает и эту драгоценную тягу. Ведущие колеса перестают царапаться за поверхность, их вектор силы не вытягивает машину из опасной ситуации. В итоге транспортное средство уходит в еще больший снос, пока сила трения не компенсирует силы инерции.

При настройке массовых моделей инженеры исходят их того факта, что в подавляющем большинстве случаев управляют легковыми автомобилями водители, которым чужды приемы спортивного вождения. В опасной ситуации они часто теряются и паникуют. Для таких водителей принятые алгоритмы ESP действительно большое благо. И отключать ее не рекомендуется.

Проще отказаться от спортивного стиля езды, хотя бы в зимний период.

Зарыться в снегу

Однако бывалые автомобилисты приводят еще один пример неадекватного поведения системы стабилизации. В рыхлом снегу она не дает машине буксовать, убирает тягу с колес и фактически обездвиживает автомобиль в сугробе. Причем это вмешательство происходит настолько неожиданно, что водитель просто не успевает отключить электронику кнопкой, и машина зарывается в снежной каше. Если просто отключить ее, то на скользкой дороге в повороте повышается риск развития сноса.

Решение было найдено просто. Сейчас появились современные системы стабилизации с двухступенчатым отключением. При одном нажатии ослабляет хватку противобуксовочная система. Машина перестает снижать крутящий момент на колесах и позволяет буксовать. Эта функция — настоящее спасение для водителей в странах со снежными и холодными зимами. Ради безопасности можно и отказаться от устаревших приемов вождения, которые господствовали в доэлектронную эпоху.