Водители замечают, насколько сильно возрастает потребление незамерзающей жидкости, когда срабатывают омыватели фар. На многих иномарках они активируются автоматически при каждом пятом нажатии на рычажок стеклоочистителя и выбрасывают одновременно 100-150 грамм незамерзающей жидкости. Несколько продолжительных поездок по МКАД или иным крупным автомагистралям, где применяются жидкие химические средства для борьбы с обледенением асфальта, приводят к быстрому опустошению бачка. В итоге водители стараются отключать разбрызгиватели фар, считая их неэффективными и неэкономичными. Правы ли они?

Ослепление встречного транспорта

И действительно, омыватели рассчитаны на летнюю дорожную пыль, но не на зимние поездки по дорогам, мокрым от химических реагентов. Загрязнение стекол головной оптики происходит в зависимости от интенсивности движения транспорта. Если следовать по влажной от реагентов дороге за грузовиками с прицепами, то фары перестанут эффективно работать уже через полчаса. Ну а на свободных загородных трассах, где консистенция взвеси намного меньше, фары загрязняются через несколько часов пробега

Сложнее всего с ксеноном. Его свет тускнеет и растворяется в окружающем черном пространстве в темное время суток, в результате чего он становится не только неудобным для водителя, но и опасным для других участников движения и может провоцировать аварийные ситуации.

Обычно работу и направленность лучей фар проверяют на специальном стенде. На белой стене расчерчиваются границы зон, куда должны попадать лучи в том или ином режиме работы головных прожекторов автомобиля.

Если заехать на измерительный стенд с грязными фарами, то можно увидеть, что лучи оставляют на стене два больших пятна выше границы, определенной ГОСТом для дальности ближнего света.

Такой эффект наблюдается только с газоразрядными лампами HID, а именно High Intensity Discharge («высокая интенсивность разряда») лампами, которые в народе и именуют ксеноном из-за газа, которым наполнена колба. Обычные галогенные фонари справляются с грязью намного лучше ксенона и не рассеивают свет.

Разный спектр

Дело в том, что у старых галогенных ламп спектр световых волн очень широкий, от 440 nm до 770 nm, а длина световых волн сильно разнится. Лучи «галогенок» в состоянии огибать препятствия разных размеров, в том числе и мелкодисперсные фракции химического налета или дорожной пыли на стекле фары.

Ксеноновые газоразрядные HID-лампы излучают свет дискретного спектра в узком диапазоне 440-520 nm. Их лучи намного ярче и лучше освещают пространство, однако они вязнут в химическом налете дорожной грязи, как в фильтре, и рассеиваются по сторонам. Частички налета величиной в 500 и более нанометров препятствуют прохождению лучей света, отражают и рассеивают их, отчего эффективность ксенононовых фар заметно снижается, а область паразитной засветки увеличивается. В результате нарушается светотеневая граница и искажается направление лучей.

Другими словами, ближний свет грязных ксеноновых фар плохо освещает дорогу и начинает слепить водителей встречного транспорта.

Мыть тряпками

Именно поэтому газоразрядные ксеноновые HID-фары со световой температурой выше 2000 К, в соответствии с ГОСТ ЕЭК ООН № 48-04, запрещено использовать без встроенных омывателей.

Однако в условиях грязной русской зимы штатные форсунки не справляются с химическим налетом, отсекающим и искажающим примерно треть светового потока. Засохшую корку приходится удалять вручную с помощью тряпок или влажных салфеток. В любом случае если автомобилист эксплуатирует ксенон зимой, необходимо запастись терпением и большим количеством тряпок.