Закончилась 19-летняя эпоха совместного предприятия АвтоВАЗа и General Motors. После нашумевшего ухода американской компании из массового сегмента автомобильного рынка в России и закрытия собственного завода под Санкт-Петербургом у них оставался только один завод, который по лицензии еще изготавливал недорогой кроссовер Niva. И вот сейчас американцы продали и этот актив. Тем самым все 100% акций СП GM-AVTOVAZ перешли под управление тольяттинцев.

Все остается по-прежнему?

Как заявил президент и генеральный директор АО «АВТОВАЗ Ив Каракатзанис, в рамках соглашения завод, принадлежавший СП, в течение определенного периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей Niva под маркой Chevrolet. Однако затем машина будет переименована и начнет изготавливаться под брендом Lada. В последующие годы модель пройдет процедуру рестайлинга и обновится, исходя из дизайнерских требований марки.

Кроме того, через несколько месяцев бывший завод СП GM-AVTOVAZ будет тоже переименован и вольется в структуры производственного альянса Renault-Nissan, в рамках которого и действует АвтоВАЗ.

Как заверяют представители АвтоВАЗа, никаких изменений в рабочем процессе для сотрудников обеих компаний не планируется. Кроссоверы будут сходить с конвейера по прежним производственным планам. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами остаются неизменными в течение всего переходного периода. Иные подробности сделки, а также цену продажи доли в СП GM-AVTOVAZ компании не раскрывают.

По утверждениям представителей General Motors, продажа доли в СП GM-AVTOVAZ стала логичным продолжением выбранной политики компании. Американский концерн решил сконцентрироваться на реализации дорогой линейки своих автомобилей и на фоне стагнации массового рынка в России продолжает экспансию в люксовый и премиальный сегменты. Сейчас General Motors продает в России несколько моделей Cadillac, а также внедорожники Chevrolet и легендарные спорткары Camaro и Corvette.

Будет ли Niva-2?

Но главное не это. Вместе с акциями в собственность АвтоВАЗа вернулось и легендарное имя «Нива», которое по соглашению с американцами долгое время не могло использоваться на кроссоверах отечественного бренда. Классические «Нивы» пришлось переименовать в «4×4». Сейчас ситуация изменилась, и внедорожники, возможно, получат прежнее название.

«Эта сделка намечалась давно. АвтоВАЗ посчитал выгодным забрать завод себе, а американцам он был не нужен, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Оборудование и иные производственные мощности окупились на третий год выпуска Niva, и все последующие годы завод только приносил прибыль. Однако долго это продолжаться не могло, модель уже устарела, и американцы приняли решение избавиться от СП GM-AVTOVAZ, пока она еще не перестала пользоваться спросом». Продажа оказалась выгодной для обеих сторон. АвтоВАЗ вернул себе старый бренд «Нива», а американцы смогли на этом еще и заработать.

Кроме того, в собственности СП GM-AVTOVAZ осталась техническая документация по второму поколению Chevrolet Niva, которое было показано еще в 2014 году на московском автосалоне. Автомобиль вызвал большой интерес у покупателей, и даже началось строительство новых производственных мощностей, которые планировалось запустить в конце 2015 года. Однако резко изменившаяся политическая ситуация и развернувшийся банковский кризис вынудили General Motors заморозить проект. Строительство цехов прекратилось, а фактически уже готовый к производству автомобиль оказался невостребован. В 2015 году правительством Самарской области и правительством РФ была предпринята попытка реанимировать проект, однако руководство СП GM-AVTOVAZ посчитало его возрождение нецелесообразным.

Как утверждают представители АвтоВАЗа, сейчас у них тоже нет планов выпускать модель, которая разрабатывалась совместно с американцами и в соответствии с технологическими требованиями концерна General Motors. Если новое поколение Niva придет на смену старому внедорожнику, то оно будет спроектировано заново, в соответствии с передовыми разработками альянса Renault-Nissan.