В Devil May Cry 5 можно бить монстров по морде стальными кулаками, пылающими адским пламенем, рубить на части мечом размером с горный велосипед и натравливать на них колдовского попугая-переростка c демонической пантерой. Тем не менее новая часть серии получилась настолько японской, что здесь практически нечего делать тем, кто не следил за сюжетом предыдущие 18 лет. «Лента.ру» рассказывает, что стало с DMC и что за безумие в ней творится.

Игра начинается с того, что в тронный зал короля демонов Уризена поочередно прибывают герои и героини предыдущих частей. Намечается большая разборка: башня Юризена вылезла из-под земли посреди города в виде ствола кровавого дерева и вызвала в городе большой переполох. Охотники на демонов Данте и Неро вместе с загадочным готом Ви и двумя дамами из группы поддержки — одну из них уже несколько игр подряд просто зовут Дама — собираются убить Юризена и отбить вторжение его демонической армии.

Их план в первые же 15 минут игры проваливается на глазах у игрока — Данте повержен, Неро и Ви в бегах, девушки в плену, а город Редгрейв захвачен уродливыми существами и обвит корнями хищного дерева. И это только начало, дальше таких непонятных перескоков будет еще больше.

Рок-опера по Шекспиру

Следующие 15 часов Devil May Cry 5 рассказывает сюжет очень плохого аниме от лица трех героев. Неро ищет признания и мести за побежденного Данте. Данте расследует происхождение сверхмогущественного Юризена, а Ви гуляет по руинам города и читает сборники стихов Уильяма Блейка. Герои бесконечно умирают, воскресают, без конца пересказывают обстоятельства своей смерти и возрождения, надрывно откровенничают о прошлом и отчаянно пытаются связать три сюжетные линии в одну — совершенно безуспешно.

Сценарий игры все время бросается из пролога в финал и постоянно возвращается в прошлое для прояснения сюжетных деталей. Из-за этой временной нелинейности игра первые несколько часов не может начаться и постоянно тонет в объяснениях персонажей, историй и связей между сюжетными линиями, а в конце не может закончиться, лишний раз заставляя игрока проходить один и тот же момент, только чтобы показать его от лица каждого из персонажей.

Мало того, сам сюжет с первых же секунд требует от игрока быть в курсе хронологии предыдущих четырех игр. Она не тратит время на представление героев или объяснение связей между ними. Все, на что может рассчитывать новичок серии, — карточки с именами персонажей, вылетающие на экран в их первое появление. Да, в игре есть возможность посмотреть анимированный пересказ предыдущих игр, но первые три-пять часов неподготовленный пользователь все равно будет очень слабо понимать, что происходит. Кто эти люди? Почему один из них без руки? Откуда взялся Юризен со своим деревом? Почему в игре три главных героя? Что такое Pull My Devil Trigger?

Кстати, ничего интересного из фокуса с тремя героями не получилось: ни с точки зрения истории, ни с точки зрения геймплея. Из DMC5 не получается сюжетной громадины GTAV с тысячами страниц диалогов или изящества головоломок Trine, где три героя дополняют друга друга. Из игры можно безболезненно выкинуть любого члена троицы — сценарий не только выдержит, но и лишится нескольких нарушающих динамику прыжков во времени или дурацких отступлений.

Стоит напомнить, что в предыдущей части игры (которую делали Ninja Theory) «перезагруженный» английский Данте в одиночку тащил на себе суперстильный, залитый неоном ремейк «Дивного нового мира» Хаксли с экстремальным фехтованием и колдовством. В пятой же части мы видим только бессвязный горячечный бред, рассказанный под гитарные запилы тремя стройными мужчинами в кожаных нарядах.

Бей в кость

С сюжетом DMC5 понятно: за ним невозможно следить без необратимого уменьшения IQ, а причины и последствия поступков героев с каждым уровнем интересуют игрока все меньше. Но остается как минимум одна причина не удалять игру после пролога — роскошная боевая система.

Игры серии DMC всегда поощряли разнообразие и стиль. Если игрок раз за разом забивает врагов насмерть в углу, повторяя один и тот же удар, то выше уровня D ему не подняться. Но, если он строит безумные комбинации, постоянно чередует техники и приемы и переключает оружие на ходу, рейтинг стиля поднимается сначала до A, а потом и до SSS. Высокий рейтинг приносит больше красных кристаллов, за которые покупаются новые приемы, аптечки и расходные материалы.

Три героя DMC5 — три совершенно разные техники боя. Неро, лишившийся своей демонической руки, использует в бою меч с рукояткой от мотоцикла и моторчиком, гигантский пистолет и дюжину протезов с дюжиной разных функций: от стрельбы ракетами до сжигания противников лазерным лучом. Данте может менять оружие и стиль боя: у него с собой легендарные пистолеты Эбони и Айвори, дробовик, демонический меч и даже демонический мотоцикл, превращенный в оружие ближнего боя. Все это богатство он может использовать в четырех базовых стилях боя. Каждый из них дает разные тактические преимущества: в одном он получает новые приемы ближнего боя, а в другом начинает телепортироваться по полю боя нажатием одной кнопки.

Попугай, пантера, монстр и стихи

Но больше всех удивляет Ви. Дебютант пятой части практически не сражается самостоятельно: за него дерутся демонические животные-прислужники. Болтливая птица отвечает за дистанционные атаки молниями, немая пантера рубит, колет и режет противников вблизи, а гигантский магический голем по имени Кошмар ненадолго призывается в особо сложные моменты нажатием специальной кнопки и обычно к своему исчезновению уже не оставляет живых противников. Пока вся эта адская команда поджаривает и разрубает врагов, Ви держится на расстоянии и читает карманный сборник лучших стихов Уильяма Блейка.

Для тех, кто боится запутаться в съемных протезах, стилях, оружии и демонических животных, в игру добавили «автоматический режим» — настоящий боевой автопилот, превращающий любую битву в эпизод из китайского фантастического боевика. Задача игрока в этом режиме — указать на противника и не забывать нажимать кнопки. Остальное — переключение стилей, перебор ударов и применение специальных приемов — игра берет на себя, взамен забирая пятую часть очков, заработанных за прохождение каждого уровня.

***

Devil May Cry 5 — удивительная игра. С одной стороны, она отлично выглядит: вываливает на экран сотни спецэффектов, не стесняется брать крупные планы во время игры и в роликах, щеголяет крутой анимацией. Но с другой — она ощущается как игра c PlayStation 2: даже на Xbox One X вас ждут две-три минутные загрузки между уровнями, которые недалеко ушли от декораций самой первой части игры 2001-го, к слову, года выхода.

При этом очень сложно предъявлять разумные взвешенные претензии к игре, которая не только позволяет во время драки вскочить на демонический мотоцикл и стереть врагу лицо колесом, но и всецело это поощряет. Стоит признать, что других таких игр у нас нет и, скорее всего, еще долго не будет.

Иван Талачёв