Шутки про зависимость габаритов автомобиля от, скажем так, уверенности его владельца в себе в народе прижились прочно. А что же с гаджетами? Как выбирать размер ноутбука или смартфона? Чем мы руководствуемся? Как выясняется – не набором стереотипов или неосознанными желаниями, а всего лишь ограничениями, которые накладывает текущий ассортимент магазинов

Вообще, идея этой колонки родилась в тот день, когда редактор «Off’сянки» Антон Нехаенко поделился глубоким удивлением, испытанным от новостей о возможном выходе MacBook Air 15: «Куда столько? Даже тринашка уже кажется огромной». Тут, конечно, надо вспомнить о теории относительности: один волос в супе — это много, а на голове — мало. Так и с ноутбуком. Я пишу этот текст как раз на «пятнашке», но она никогда не покидает пределов квартиры, поэтому большой размер является достоинством: комфортная клавиатура, просторный экран. Но если бы надо было выбирать ноутбук для постоянного ношения из дома в офис и поездок в командировки, я бы горячо согласился с Антоном. 15 дюймов — это ужасно много.

А еще лет десять назад такого ощущения совсем не было, и причина проста — сравнивать было почти не с чем. Моделей с диагональю 10-12 дюймов было очень мало, стоили они крайне дорого, а производительность и срок автономной работы оставляли желать лучшего. Требовательные покупатели, способные отдать 2-3 тысячи североамериканских долларов за компьютер, не были довольны его показателями, кроме собственно физического размера. Поэтому на маленькие модели (менее 13,5 дюймов) еще в 2007 году, по данным GfK, приходилось всего 8% российского рынка.

Ситуацию переломили нетбуки, которые создали на рынке кратковременный бум и наводнили прилавки маломощными, но маленькими и недорогими компьютерами. Сегодня нетбуки начали терять долю, теснимые планшетами и относительно недорогими полнофункциональными ноутбуками на более современных платформах. Но само восприятие 14-15-дюймового компьютера как единственной доступной по цене возможности подорвано навсегда.

Данные модели по-прежнему лидируют в доле рынка, но уже не столь безоговорочно. В 2007 году GfK оценивал сегменты 13,5-15,7 дюйма в 84% рынка в штучных продажах, к 2010 году эта цифра упала до 64% и здесь зафиксировалась — в 2011 году произошла коррекция до 66%. От этого куска пирога «отъедали» как раз модели-малыши (до 10 дюймов), доля которых выросла с 0 до 20% рынка. Два других сегмента — гиганты от 16 дюймов и промежуточные модели 10-13 дюймов практически не изменили своих долей.

Вообще, популярность размера 15″ исторически обусловлена именно дешевизной — не нужно использовать гениальные и дорогие инженерные решения, чтобы упаковать в корпус все необходимое, легче создать систему охлаждения, можно применять дешевые экраны сверхмассового производства и т.п. Как только аналогичный дешевый «конструктор» удалось создать в сегменте компактных моделей, он резко вырос.

Но сегодня относительно недорогие модели можно найти в любом размере — от 9 до 17 дюймов, поэтому назвать ценовой фактор первоочередным трудно. Да, 10-11-дюймовые и 14-15-дюймовые начинаются от 12 тыс. руб., а 12-13-дюймовые — от 14 тысяч, но назвать эту разницу решающей трудно. Правда, большие модели подразумевают более мощную начинку за те же деньги, большую универсальность использования. Те, кто приходят в магазин с общей идеей «купить ноутбук», уходят либо с компактной моделью, если среди всех прочих параметров сфокусировались на портативности, либо с «пятнашкой», если в учет попали другие факторы, например возможность играть в игры.

Попытка выйти из этой простой схемы, заказав, скажем «компактный, автономный и очень мощный» или «рекордно легкий и с большим экраном», сразу выводит нас на узкий круг брендов и моделей стоимостью 30-90 тыс. руб. Такая цена является запретительной для большинства покупателей, и они вынуждены возвращаться в вышеописанную схему.

Еще лучше диктат производителей прослеживается на рынке смартфонов. Первые модели с сенсорными экранами были достаточно велики (экран 3,5 дюйма), потом производители, в попытках сделать корпус сравнимым с обычным мобильным телефоном, стали ужиматься, снизив планку до 2,8-3,2 дюйма. Сегодня процесс идет в обратную сторону и на рынок под обтекаемым названием «планшет-смартфон» выходят модели с экраном аж 5 дюймов. Диктат состоит в том, что купить смартфон с топовыми характеристиками и при этом небольшим экраном очень проблематично.

Если вспомнить анонсы февральского MWC, все заявленные флагманы имеют экран от 4,3 до 4,7 дюйма, что является сущим кошмаром для обладательниц узких ладоней. Только Apple отличается завидной стабильностью, сохраняя диагональ экрана 3,5 дюйма во всех iPhone от первого до последнего. Но рынок за эти годы изменился — экран первого iPhone казался крупным, очень крупным. А на фоне моделей даже прошлого года iPhone 4S выглядел уже малышом.

Разумеется, части потребителей большие экраны на руку. Больше простора для веб-страниц, и всё такое. Но многие, очень многие просто вынуждены «есть, что дают». Я люблю телефоны с высокими характеристиками, но вот от экрана 4,3 дюйма я бы легко отказался, если бы прочие функции были доступны в дигонали 3,5-4 дюйма. Увы, такое предложение просто отсутствует.

Во время российской презентации Samsung Galaxy S II директор по маркетингу Samsung сказала мне, что, по результатам опросов многочисленных фокус-групп, потребитель готов носить смартфоны с диагональю до 5 дюймов. Сказано — сделано, получите Galaxy Note. Правда, идея этого устройства в том, чтобы рисовать на экране, и здесь диагональ побольше обычного вполне оправданна. Но вот зачем нужен такой же большой экран в Panasonic Eluga Power — я уже не понимаю.

Потребители достаточно инертны, сами редко меняют свои привычки. Исключение составляют те случаи, когда их к этому вынуждают. Динамика на рынке смартфонов демонстрирует именно такую ситуацию. По данным GfK, еще в 2007 году аппараты с диагональю экрана менее 3 дюймов занимали более 90% рынка. Уже в 2009-м эту долю «располовинили» сегменты 2-3-дюймовых и 3-3,24-дюймовых, а 16% пришлось на модели с экраном в 3,5 дюйма. К 2011 году доля рынка для моделей с диагональю более 4 дюймов возросла с 1-2% до почти 9%, а 3,5-3,99-дюймовые аппараты забрали себе четверть рынка. Некогда доминировавшие малыши на 2-3-дюйма остались с жалкими 10%.

Вряд ли это связано с тем, что «уверенность в себе» у мужчин внезапно уменьшилась. Скорее, в этом сегменте просто стало нечего купить и все самое интересное происходит на другом конце размерной сетки. Поэтому любителям технологичных моделей стоит начать тренировки. Широкий хват рукой будет очень востребован в ближайшие пару лет. Если, конечно, маркетологам не придут в голову еще какие-нибудь светлые идеи.