Что за неведомая сила выбрасывает автомобили с трассы? Изучаем правила контраварийного вождения во время поездок по двухполосным российским дорогам в Тверской и Ярославской областях.
Многие сталкивались с ситуацией, когда автомобили отстреливает на обочину буквально каким-то мистическим образом. Сначала машина движется прямо, потом — немного подвиливает кормой, бросается в сторону и кружится волчком. Все это происходит за несколько секунд, и очень повезет, если на встречной полосе не окажется грузовика. В этом случае машина просто застревает среди придорожного кустарника и водитель дожидается эвакуатора.
Некоторые инциденты с выбрасыванием машины на обочину развиваются по-другому. Равномерно двигающийся автомобиль сначала проваливается в небольшую ямку на повороте, затем корма отклоняется от траектории, и дальше седует занос с непредсказуемыми последствиями. Причем подобные мистические выбрасывания с трассы происходят чаще всего на ровных и с виду совсем безопасных участках, где водитель совсем не ожидает беды. И, конечно, почти во всех случаях там есть колея.
Прорваться через бруствер
После обильных снегопадов середины января мы отправились на Volvo XC60 на шипованных колесах в небольшую поездку, чтобы оживить в памяти тонкости вождения по заснеженным дорогам с накатанной ледяной колейностью. Мы сделали круг по тверским и ярославским трассам через Калязин и Углич, проехали по относительно мало используемым участкам, где дорожники применяют не новомодные реагенты, а скребки грейдеров и соль с песком. Именно такая неравномерная очистка и приводит к образованию колейности.
Колея может быть крупной или совсем мелкой, лишь обозначенной ледяными кромками, оставшимися после снегопада недельной давности. Она может быть с покатыми или рваными краями, но во всех случаях она одинаково опасна для машины.
И действительно, в снегопад скорость потока снижается, на дорогах формируются вереницы машин и некоторые спешащие лихачи стараются одним махом обогнать всех. Для этого необходимо выскочить из колеи, пробиться через снежный бруствер, разделяющий полосы движения, затем разогнаться и вернуться обратно. Операция очень непростая, так как пробивать бруствер при завершении обгона приходится на гораздо большей скорости.
При прорыве через снежный навал резко снижается коэффициент трения колес. Они теряют зацеп. Если их повернуть на небольшой угол, то отзыв машины будет очень заторможенным. Многих это пугает. К примеру, поворачивает человек руль, а машина не слушается. Он дергает баранку на еще больший угол — тот же эффект. Тогда водитель радикально выворачивает руль. Автомобиль к тому времени уже пробивает по инерции снежный бруствер, попадает на расчищенную колею, а колеса-то выкручены. Машина упирается в них и отскакивает ровно туда, куда они и указывают: в сторону леса. Неудивительно, что автомобиль там и оказывается.
Развесовка на Volvo XC60 позволяет хорошо миновать сложные участки снежных трасс. Бруствер она пробивает играючи. Однако даже в этом кроссовере чувствуется, как на снегу теряется обратная связь с дорогой. Руль пустеет, и реакции машины на команды происходят с большим опозданием. Здесь важнее всего не паниковать, и если чувствуешь, что машина перестала слушаться руля, то нужно делать поправку на эту задержку. Колеса обязательно зацепятся за расчищенный участок дороги, когда на него выедут. Поэтому снежный бруствер лучше преодолевать на зафиксированном руле без резких выкручиваний.
Чтобы компенсировать потерю сцепных свойств колес, можно немного притормозить на бруствере. Легкое касание педали вызовет еле заметный кивок машины вперед, она навалится весом на передок и вызовет дополнительное давление на колеса. Автомобиль при такой загрузке колес рулится заметно увереннее. Такой алгоритм позволяет чуть ли не перепрыгивать бруствер на скорости в 85-110 км/ч. Автомобиль трясется, рыскает, разбрасывает снег, но через пару мгновений стабилизируется, если колеса стоят прямо.
Однако на зимней дороге есть и другая опасность.
Вибрации в резонансе
Колея опасна тем, что ее края вызывают поперечные вибрации, которые передаются подвеске и дальше на кузов. Опаснее всего ситуация, когда колебания входят в резонанс с амплитудой колебаний кузова и многократно усиливаются. Тогда автомобиль рискует выскочить из колеи передними колесами, в то время как задние оказываются запертыми в ней. Машина начинает ехать боком, и вернуть ее к прямолинейному движению трудно.
Зачастую водители в страхе поворачивают руль обратно, стремясь выправить траекторию движения. Автомобиль не реагирует. Они еще больше выкручивают руль — опять безрезультатно. Тогда наступает паника и водитель настолько сильно разворачивает колеса, что они буквально плужат по дороге в неуправляемом сносе. Затем машина утыкается в участок дороги с твердым покрытием, колеса цепляются за асфальт и автомобиль едет туда, куда они и указывают, то есть в кювет. В таких случаях автомобиль отстреливает с трассы, словно неведомая нечистая сила бьет его в бок. Машина бросается с дороги, как самоубийца.
Именно с такой рваной колеей и встретилась Volvo XC60 на одном из участков дороги под Угличем. Ровное прямолинейное движение сменилось учащающимися поперечными колебаниями, а затем колеса выскочили из колеи в направлении встречной полосы. Машину стало разворачивать.
В первую очередь пришли мысли о надежных шведских сиденьях, которые рассчитаны на вылеты с трассы. Они имеют жесткую броню под подушкой и защищают позвоночник от ударов снизу. Но, признаться, испытывать их совсем не хотелось. Вот здесь и пришлось вспомнить все навыки контраварийного вождения.
Чтобы вернуть машину обратно, необходимо загрузить рулевые колеса. Поэтому бросаю газ и чуть притормаживаю. Видно, как капот опускается вниз и машина наваливается передком на покрышки. Они цепляются за лед, и машина с ленцой слушается руля. Здесь важно не перекрутить руль и заранее знать, какой угол поворота баранки нужен, чтобы скорректировать курс. Любой водитель, хорошо знакомый со своей машиной, знает ее повадки и рефлекторно способен угадать этот угол. Поэтому чуть притормаживаю, выставляю угол и жду, пока машина не вернется в колею. Скорость падает, препятствуя выскакиванию задних колес из колеи. Около секунды проходит до тех пор, пока передок вновь не зацепится за дорогу и автомобиль не повернет нос в правильную сторону. Volvo встает на верный путь.
Такие моменты на дороге очень неприятны, так как увод в колее почти не корректируется электронной системой стабилизации. Водитель остается один на один с законами физики. И колея требует к себе очень трепетного отношения. Чтобы скорректировать рулем и нагрузкой на колесах траекторию в колее, необходимо двигаться со скоростью не выше 80 км/ч. За ее пределами наступает территория неопределенности.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Компьютеры
- →
- Обзоры
- →
- Как справиться с заносом в колее?
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат