Госавтоинспекция намерена вернуться к практике, когда автомобили обязательно имели номер с кодом того региона, где зарегистрирован собственник машины. Поставить на учет машину с «неместным» номером будет невозможно: такое нововведение содержит проект новых правил регистрации транспортных средств. Ограничение понадобилось МВД для «прогнозирования развития регионов и состояния дорожно-транспортной дисциплины».

Сегодня на regulation.gov.ru заканчивается общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ, устанавливающего новые правила регистрации автомобилей. Это один из документов, который вступит в силу вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств» (“Ъ” неоднократно писал о нем) 4 августа 2019 года. Нововведение заключается в том, что при постановке автомобиля на учет в подразделении ГИБДД возможно будет получить номер только того региона, где зарегистрирован автовладелец. Напомним, по действующим с 2013 года правилам после покупки машины, например, в Рязанской области москвич, поставив ее на учет, может использовать номер, оставшийся от прежнего владельца (то есть с кодом региона 62). Новые правила такую возможность исключают: автовладелец со столичной регистрацией должен будет получить московский номер. Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль регистрируют.

В пояснительной записке к проекту не объясняется цель подобного ограничения. «Изменения продиктованы необходимостью учета, возможностью анализа и прогнозирования развития регионов, состояния дорожно-транспортной дисциплины и законности,— пояснили “Ъ” в полиции.— При разработке учитывался мировой опыт, а также принимались во внимание обращения граждан».

Для автовладельцев ничего не изменится, транспортный налог они все равно платят по месту регистрации машины, считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Машина с «неместными» номерами, как правило, привлекает усиленное внимание инспекторов: к «приезжим» больше придираются, говорит он. «Рост регионального автопарка будет проще отследить»,— добавляет депутат.

Инспекторы сегодня редко обращают внимание на код региона, считает президент Московской коллегии правозащиты автовладельцев Виктор Травин, а реформа готовится для «передела рынка». Напомним, МВД закупает номера для региональных управлений ГИБДД централизованно, тратя на это несколько миллиардов рублей. Тендеры выигрывают крупные производители спецпродукции: ООО «Знак», ООО «Буборг», АО «Концерн знак». Но с августа 2019 года госзакупки прекратятся. Подразделения будут документально назначать автовладельцам только комбинацию цифр и букв госномера, а сами знаки граждане будут печатать в аккредитованных частных компаниях.

Возможность регистрировать автомобиль с номерами любого региона вводилась для удобства граждан, пояснил “Ъ” Борис Ионов, возглавлявший направление регистрации в ГИБДД России в 2007–2014 годах. «В России продается огромное количество недорогих авто, для их владельцев лишние несколько тысяч рублей играют роль,— пояснил он.— Поэтому и была введена возможность не платить госпошлину 2 тыс. руб. за номер, если гражданин хочет оставить госзнак прежнего владельца. Теперь есть риск, что положение этих граждан ухудшится при покупке автомобилей из других регионов». До 2013 года в некоторых регионах существовала проблема предвзятого отношения инспекторов к приезжим водителям, рассказал “Ъ” другой эксперт в области регистрации авто, пожелавший не называть себя. «Действовал, по сути, принцип "свой-чужой": приезжие машины проверяли чаще, что создавало дополнительную коррупционную составляющую,— говорит собеседник “Ъ”.— Проблему удалось решить, когда код перестали привязывать к месту регистрации. Теперь есть риск, что проблема вернется».

Иван Буранов