В своей новой статье Илья Зайдель щедро делится советами — как правильно выбирать и эксплуатировать жесткий диск, чтобы не пришлось пользоваться услугами мастеров по спасению данных. Правда, производители HDD делают немало, чтобы Илья и его коллеги не остались без работы

В предыдущих частях «Записок» я рассказывал о поучительных случаях из практики — в основном о недоработках производителей и ошибках пользователей, которые приводят к потере данных. Стоит рассказать и о профилактике. По крайней мере клиенты, получив ценные (в прямом уже смысле) данные обратно, всегда интересуются — как бы в будущем пользоваться моими услугами пореже?

Вопрос непростой. Современные жесткие диски стремительно растут в объеме, но их реальная, не бумажная надежность неуклонно падает. Производителей, с одной стороны, поджимает плотность записи, с другой — острая конкуренция. Массовые модели максимально удешевляются, а их цикл разработки сжимается. На сборочных заводах повсеместно применяются бюджетные комплектующие, идет экономия на входной отбраковке и даже на выходном контроле. Негласный девиз производителей — «Все в дело пойдет». На обкатку «сырых» технических и программных решений нет времени, и это приходится делать потребителям, то есть всем нам.

Ответом на подобное безобразие может стать как обнаруженная недавно одиннадцатая заповедь «Чти бэкап субботний и не убий образ диска системного», так и целая статья о проблемах и методах. В любом случае грамотное резервное копирование надлежащего уровня — вещь, как выясняется, довольно-таки затратная и по деньгам, и по усилиям.

Далеко не все пользователи могут похвастаться постоянным наличием свежих работоспособных копий, хранящихся в надежном месте и готовых в любой момент заменить утраченные по той или иной причине файлы. Несмотря на многообразный софт для резервного копирования и все облачные технологии, развившиеся в последние годы, регулярному бэкапу мешает как банальная инертность и лень, так и неготовность многих идти на ощутимые расходы. То же NAS-хранилище стоит в приличном варианте как целый системный блок, а с нынешним подорожанием HDD и того больше. Интернет-сервисы, предоставляющие действительно достаточные объемы для хранения данных, тоже отнюдь не бесплатны.

Поэтому лучше всего не терять данные, а для этого вести себя осмотрительно и стараться, чтобы жесткие диски — главный информационный носитель нашей эпохи — как можно реже выходили из строя. Избежать аварийных ситуаций поможет грамотный выбор модели HDD, его правильная установка и эксплуатация. Не лишними будут контроль состояния накопителя и периодическая профилактика. Обо всем этом и поговорим.

Но сначала хотел бы остановиться на причинах потери данных. Согласно статистике, собранной профильными компаниями, распределяются они так:

40% — неисправности и сбои оборудования;

29% — ошибки пользователя;

13% — ошибки программного обеспечения (ОС, утилиты, прикладные программы);

9% — преднамеренный ущерб данным (кража, повреждение и т.п.);

6% — воздействие вирусов и другого вредоносного ПО;

3% — внешние воздействия (стихийные бедствия, пожары и т.п.).

Как видим, распространенное мнение о том, что в проблемах с компьютером виноват сам пользователь, неверно — чаще всего к неприятностям приводят сбои техники. А «человеческий фактор» (читай: кривизна рук) занимает в этом рейтинге лишь второе, но тоже весомое место.

Как же проявляются неисправности жестких дисков? Симптомов не слишком много, поэтому приведем наиболее распространенные вместе с их вероятными причинами. Причины, сводящиеся к некорректным действиям самого пользователя, опустим. Симптом Проблема HDD не стартует Неисправность платы электроники HDD стартует, но шпиндель не раскручивается и издает необычные звуки (визг, жужжание, щелчки) Залипание головок на пластине, либо клин шпиндельного подшипника. Также при этом сильно греется управляющая микросхема на плате HDD нормально стартует и раскручивается, но не опознается в компьютере, BIOS не может прочитать паспорт Разрушение загрузочных модулей микропрограммы (находятся в ПЗУ на плате либо в служебной зоне на пластинах) HDD стартует, но не опознается и стучит Несоответствие данных в ПЗУ и служебной зоне (встречается при повреждении ПЗУ или замене платы на «чужую»), либо выход из строя блока магнитных головок или управляющей им микросхемы на плате HDD опознается, но при работе издает нехарактерные звуки (стук, скрип, шелест и т.п.) Множественные дефекты поверхности вплоть до переполнения таблиц HDD опознается, но данные недоступны, чтение любого сектора возвращает «грязь» либо ошибку Повреждение модулей служебной зоны, в первую очередь транслятора (отвечает за перевод логических LBA-адресов в физические с учетом таблиц дефектов — как заводских, так и появившихся в ходе эксплуатации) Данная классификация поможет диагностировать большинство поломок. Понятно, что современный жесткий диск — изделие крайне сложное, и в домашних условиях его к жизни не вернуть. Исключения есть, но они все более редки. Универсальный совет: при любых неисправностях немедленно выключить диск и отнести его к специалисту на диагностику. Денег за нее приличные люди и компании не берут. Особенно это важно при застучавших головках — они способны изрядно подпортить магнитную поверхность (царапины, запилы, выбоины), и тогда уже данные не вытащить.

Выбираем жесткий диск

Клиенты часто спрашивают: какая марка жестких дисков лучше и надежнее? Так вот, с точки зрения ремонтника, ни одна марка не лидирует. Все производители HDD (а их уже можно перечитать по пальцам одной руки) достигли примерно равного уровня качества. Компании, столкнувшиеся с серьезными проблемами, давно ушли с рынка, а оставшиеся уделяют надежности первостепенное внимание. Все это фактически снимает вопрос выбора марки.

Да, у каждого вендора случаются неудачные модели и семейства, ну так на то у вас и Интернет под боком, чтобы пробежаться по профильным форумам. Как правило, истории о проблемных моделях всегда висят сверху. Только имейте в виду, что информация довольно быстро устаревает, потому что производственная программа обновляется дважды в год, а уже выпущенные линейки постоянно дорабатываются, причем порой существенно. Так, производитель может втихаря в терабайтной модели заменить три пластины по 333 Гбайт на две 500-ки; ему это обойдется дешевле, да и производительность ощутимо скакнет (бонус пользователю, однако). А вот как модернизация повлияет на надежность — вопрос открытый.

Темп смены моделей HDD нынче таков, что спрашивать ремонтников об их надежности бесполезно — в ремонт диски начинают массово нести, когда они уже сняты с производства и исчезают из продажи. Им на смену приходят новые разработки — привлекательные по спецификациям, но «черные ящики» в плане внутреннего устройства и надежности. Так что сделать технически обоснованные выводы о слабых местах новинок, увы, невозможно.

С моей точки зрения, не стоит покупать диск новой модели, только что появившейся на рынке. В новинках встречаются непроверенные решения, к тому же качество первых партий нестабильно, можно нарваться на производственный брак. Проблемы с прошивкой («тормоза», несовместимость и т.п.) тоже чаще бывают у новичков. Ничего не поделаешь — массовое производство на высококонкурентном рынке без недочетов не наладишь. Советую присмотреться к моделям, анонсированным как минимум полгода назад — за это время закончится технологическая доводка, накопится статистика отказов (см. отзывы в Сети), да и цены успеют снизиться.

Важный вопрос — выбор модельного ряда HDD. Под одной и той же маркой сегодня выпускаются линейки различного назначения, относящиеся к разным ценовым категориям и, соответственно, обладающие очень разными производительностью и надёжностью. В первую очередь, разделяются потребительский и корпоративный сегменты. Не стоит ждать от «бытового» диска такой же надежности, как от серверного. Накопители корпоративного класса (Seagate ES.2/Constellation 2, Hitachi Ultrastar, WD RE4/VelociRaptor) собираются из особенно добротных компонентов, строже тестируются, отличаются более сложной конструкцией и усовершенствованной прошивкой. Нередко плотность записи в них намеренно снижена. Как результат, диски имеют большую наработку на отказ (MTBF до 2 миллионов часов), стойки к перегреву, выдерживают работу в режиме 24/7 под высокой нагрузкой, а длительная гарантия (пять лет, но с января 2012-го в ряде случаев — три года) греет душу. Единственный, но важный для многих недостаток — высокая цена: в полтора-два раза дороже при той же емкости.

Для накопителей, применяемых в быту, очень важны нагрев и шум. Не зря такую огромную популярность завоевали «зеленые» линейки 3,5”. В них скорость вращения шпинделя намеренно снижена с 7200 до 5400-5900 об/мин, и это существенно уменьшает шум и энергопотребление. Как следствие, диски мало греются и демонстрируют хорошую надежность, но производительность у них невелика. Такие модели идеальны для хранения мультимедийных файлов с преимущественно последовательным доступом, а также для применения во внешних дисках и сетевых хранилищах (там сам интерфейс накладывает свои ограничения). «Зеленые» диски идут на комплектацию бытовой электроники (видеорекордеры, медиасерверы и т.п.) и особо компактных ПК, где активное охлаждение нежелательно из-за шума или вовсе невозможно. Многих привлекает и дешевизна подобных накопителей: по соотношению доллар/Гбайт они лидируют на рынке. Даже таком перекошенном, как нынешний.

Для размещения ОС, прикладных программ и баз данных с произвольным доступом нужен высокопроизводительный накопитель. Здесь лучше подойдут модели на 7200 об/мин с мощным приводом магнитных головок и алгоритмами упреждающего чтения. Однако такие диски сильнее греются и, как правило, нуждаются в активном охлаждении (лучше всего — крупногабаритный тихоходный вентилятор в торце дисковой корзины). В противном случае диск может быстро выйти из строя по причине перегрева. Рекомендованные температурные границы у накопителей довольно узки — 25-45 °С с кратковременными подъемами до 55 °С. В непродуваемом же корпусе при активной работе «горячие» модели (например, Hitachi 7K2000) постоянно раскаляются до 50 °C и выше.

Следующее, что интересует пользователя, — емкость HDD. Чем она выше, тем лучше: таково всеобщее поверье. Однако часто упускается из виду, что надежность бывает обратно пропорциональна емкости. Ведь чем последняя выше, тем больше магнитных пластин и головок используется в конструкции и тем вероятнее выход из строя одной из головок. Кроме того, многопластинный диск потребляет больше энергии и сильнее греется, а значительный вес пакета (3-4-5 пластин толщиной по 1,6 мм) дает повышенную нагрузку на ось и провоцирует клин шпинделя даже при несильных ударах. Это, кстати, одна из самых сложных неисправностей в практике восстановления данных.

Так что высокоемкие диски (2 Тбайт и выше) весьма капризны. Они очень не любят даже незначительных механических воздействий, а также чувствительны к перегреву. Я бы советовал обращаться с такими дисками, как с хрустальными бокалами. Их даже класть на стол (в нерабочем состоянии!) надо бережно. Красующиеся в спецификациях 300-350 g — это как минимум неубедительно. Никто не знает, как это мерялось.

Я же исхожу из практики. Диски у нас продаются в антистатических пакетиках, никакой амортизации. Брякнул двухтерабайтник, как пачку масла, — и через неделю полсотни кандидатов в «бэды» (на жаргоне ремонтников — «пендинги»). Там же субмикронная точность, ширина дорожки всего 150-200 нм, в толщине волоса таких укладывается аж четыреста. Любое нарушение соосности вала порождает ошибки позиционирования (растет атрибут S.M.A.R.T. Seek Error Rate) и дефекты. У ремонтников, кстати, все движения с дисками в руках замедленные и плавные, как в ушу. Хороший рефлекс, основанный на горьком опыте.

Потихоньку резюмирую: из соображений надежности стоит разделить все диски по числу пластин. Для установки ОС лучше всего подойдет модель на одной пластине (они самые надежные, да и греются меньше), а для хранения рабочих данных (документы, актуальные изображения, базы данных и т.п.) — на двух. Высокоемкие HDD о трех и более пластинах (лучше, если они будут «зеленой» серии) стоит отвести под менее важную информацию, не требующую резервного копирования. Ведь полный бэкап такого объема в домашних условиях, по понятным причинам, затруднителен. Это могут быть мультимедийные файлы, в том числе скачанные из Сети, либо еще что-то, имеющее дубликаты. Тот, кто «пихает» трех-четырехпластинник во внешний корпус, здорово рискует: амортизация и устойчивость таких корпусов обычно слабенькие, да и с питанием случаются проблемы.

Кстати, о покупке. Вроде бы всем ясно, но повторюсь: не стоит покупать HDD с рук, на рынках или в мелких сомнительных лавках. Вам может попасться диск из серого импорта, а то и вообще экземпляр б/у или после ремонта. Выглядеть он будет как новый, тем более что при сколь-нибудь квалифицированном ремонте все счетчики S.M.A.R.T., свидетельствующие о «пробеге», сбрасываются. Но износ механики никуда не девается, и жизнь у такого диска будет недолгой. На гарантийные обязательства рассчитывать не стоит — они в подобных местах призрачны. Незначительная экономия может обернуться большими проблемами, а кому это надо?

Еще веселее, если винчестер перенес серьезный удар, а владелец его срочно продает, пока поломка еще не проявилась в полной красе (на это, бывает, уходит несколько дней). Конечно, если вы давно знаете продавца, то на подобные трюки он не пойдет. Но лучше всего брать диски в серьезных торговых фирмах, которые давно присутствуют на рынке и предоставляют реальную гарантию на полный срок, установленный производителем (а не как иные любят — 6 месяцев, минимум по ЗоЗПП, и гуляй). Пусть это и дороже.

Время от времени та или иная торговая фирма или сервис-центр публикует свою статистику возвратов HDD по гарантии. Некоторые люди относятся к ней с излишней серьезностью и планируют к покупке исключительно модели из нижних строчек этих рейтингов. Что могу сказать на это — не парьтесь. В таких делах надо понимать три простые вещи:

Мы не знаем, по какой выборке строилась эта статистика;

У многих моделей с врождёнными конструктивными недостатками есть пик «падежа»; если диск выпущен недавно, он мог ещё не настать. Seagate 7200.11 первые полгода тоже считались надежными дисками;

Для розничного покупателя любая подобная статистика – не более чем развлечение. Выбирать между несколькими моделями по возвратам, гуляющим от 1,5 до 4%, имеет смысл разве что при покупке партии от тысячи штук. При покупке же одного устройства вероятность поломки в такой ситуации равна 50% — либо сломается, либо нет. Как в том анекдоте про динозавра.

Единственное, чем реально полезны статистические отчеты, — они проясняют качественные тренды. В частности, публикации начала 2011 года подтвердили, что у двухтерабайтников уровень поломок примерно вдвое больше (4-7%), чем у менее емких дисков. Особенно «дохлыми» оказались модели на 7200 об/мин (WD Caviar Black — почти 10% возвратов). Так что это — решение для особых случаев.

Ну и последнее, о чем хотел бы сказать в этом разделе. Идеальных, абсолютно надежных накопителей не существует, сломаться может любой из них. Как любят говорить ремонтники, у жестких дисков нет надежности. Вместо этого у них гарантийный талон. Все, что мы можем сделать, — выбрать диск в соответствии со своими потребностями и задачами и правильно его эксплуатировать. Естественно, не забывайте о резервном копировании важных данных — при всех сложностях бэкап обойдется намного дешевле восстановления.

Ну а если необходимость в восстановлении данных все же возникла — обращайтесь к специалистам. Кустари, они же «сисадмины за все», они же «компьютерщики широкого профиля», со многими случаями справиться не смогут, а вот добить диск — это запросто. Вот недавний пример из жизни. Жесткий диск не определяется в BIOS. Дилетант вооружается отверткой-звездочкой и переставляет на пациента плату с исправного диска-близнеца, после чего получает уже два трупа. Оказывается, так делать было нельзя: взаимодействие ПЗУ на плате и модулей «служебки» на пластинах гораздо сложнее, чем думал горе-ремонтник.