В уходящем году на прилавках появились десятки очень добротных планшетных компьютеров, а с учетом продукции второстепенных брендов счет давно идет на сотни. И все же львиную долю рынка продолжает занимать iPad. Сергей Маленкович анализирует причины сложившейся ситуации и рассказывает о событиях, способных наконец-то лишить Apple монопольного положения

До появления первого iPad рынок планшетов, Tablet PC, UMPC и иже с ними практически отсутствовал. Нет, определенное количество продуктов такого рода на рынке мелькало, однако их суммарные продажи были настолько малы, что на графике продаж компьютеров всех видов сливались с осью абсцисс. Сегодня планшеты уже вполне заметны в продажах компьютерных устройств, но львиная доля приходится на единственное устройство — Apple iPad. Как рынок может состоять из одного продукта и когда это кончится?

Первое знакомство с iPad обычно сопровождается восторженными комментариями. Например, очень типичен такой: «Ура, больше не буду брать с собой ноутбук!» Покойный Джобс тоже недвусмысленно заявлял, что появление iPad знаменует начало посткомпьютерной эры. На самом деле до этого, мягко говоря, далековато — ну о какой «посткомпьютерности» может идти речь, если без настольного компьютера, USB-кабеля и известного всему миру своей компактностью и шустростью приложения iTunes с планшета невозможно удалить музыкальный трек? Тем не менее Apple в момент запуска первого iPad проделала отличную работу: наглядно показала, что можно делать на планшете, который стал для большинства покупателей первым подобным устройством. Как обычно, фирменный софт Apple хорош собой и неплохо справляется со своими обязанностями — если, конечно, вы точно следуете сценарию разработчиков по поводу методов использования. Поэтому на iPad достаточно удобен веб-серфинг, прекрасно реализовано редактирование офисных документов, очень эмоционально приятно выполнены выбор и листание книг в iBooks. На этом позитивном фоне первые покупатели с легким сердцем простили компании тот факт, что собственно для планшета к моменту презентации имелось всего… двенадцать приложений.

Вот мы и пришли к ключевому моменту. Потребитель зачастую ленив и консервативен, поэтому, чтобы заставить его потратить деньги, надо непременно растолковать, зачем ему нужна новая покупка, а заодно доказать, что это — «вау». В случае с планшетом «вау-фактор» безусловно присутствует, а вот насчет сценариев использования ситуация очень неочевидная по сей день. Конечно, веб-браузинг. Просмотр видео и фото. Сидение в социальных сетях. Игры. Игры. Ещё игры. Это то, что на планшете бесспорно удобно и при этом популярно.

Дальше начинаются более спорные сценарии — либо не всем нужные, либо не такие уж удобно реализованные. Например, «творческие» приложения наподобие рисования пальцем или работы с виртуальным диджейским пультом. Редакторы документов. Читалки электронных книг. Последние на планшетах многим не нравятся в силу некомфортно большого размера экранов (9-10″, в руке не удержишь), которые вдобавок еще и глянцевые. Тестовые и прочие редакторы имеют недостаточно богатый инструментарий, а ввод с экранной клавиатуры не слишком эргономичен. Творчество и обучение нужно не всем. Что остаётся? Никто не знает.

Впрочем, природа не терпит пустоты, поэтому владельцы планшетов стараются приспособить планшет для удовлетворения самых разных нужд , в том числе и таких, под которые аппарат не приспособлен в принципе. Я лично видел троих людей, использующих iPad в качестве навигатора, а в музее мадам Тюссо наблюдал парочку, активно фотографирующую восковых знаменитостей на первый Galaxy Tab. Но между iPad и Galaxy Tab есть одно существенное различие. В случае с iPad возможностей «заполнить пустоту» и набрать образцов для экспериментов в разы, на порядки больше. Недавно Apple отчиталась — в App Store находится более 100 000 приложений, созданных специально для iPad либо полностью адаптированных для запуска как на iPhone, так и на iPad. По Android Market подобной статистики нет, но, по разным оценкам, число таких приложений варьируется… от 170 до 3000! Негусто, верно? Вычтем из этого количества приложения, созданные специально для конкретной модели планшета (преимущественно Motorola Xoom и Galaxy Tab), и получим еще более грустную картину.

Разумеется, на Android свет клином не сошелся, и в плане количества приложений серьезную альтернативу iPad могла бы составить пожилая, но все еще бодрая упряжка Wintel. Однако оба старых коня входят в новую планшетную борозду, мягко скажем, неспешно. Хотя поддержка сенсорного ввода и планшетного форм-фактора появилась у Intel и Microsoft ужасно давно, уровень ее реализации вряд ли обрадует домашнего пользователя. Достаточно сказать, что до недавнего времени планшеты на базе Intel имели ВЕНТИЛЯТОР, весили под килограмм, и лишь в Windows 7 появилась поддержка таких безделиц, как multi-touch и кинетическая прокрутка. Несмотря на эти улучшения, многие традиционные манипуляции в touch-интерфейсе проходят не слишком удобно, чего стоит одно перемещение файлов в Проводнике! Да и мало кто из разработчиков адаптировал интерфейс своих Windows-приложений под сенсорный ввод. Со стороны Intel тоже не все гладко — низкое тепловыделение и приличная автономность остаются делом будущего. Ситуацию может переломить наступающий год: выход Windows 8 с мощной «планшетной» надстройкой Metro, а также появление чипов, выполненных по тончайшему техпроцессу 22 нм, дают надежду, что к концу года появятся-таки планшеты без вентилятора, с запасом хода хотя бы 8 часов и при этом с полным ассортиментом привычных радостей — от Warcraft до PowerPoint. Но все же на ближайший год все взоры яблофобов будут сосредоточены только на Android.

А ситуацию c ним усложняет фрагментация. Специально для планшетов была разработана версия 3.0, не вполне совместимая со смартфонной 2.x. Но ее не сразу сделали доступной для всех производителей планшетов, и в результате на рынке полно устройств от производителей второго эшелона, на которых «крутится» Android 2.2. С приложениями для данной версии Android нет никаких проблем (их более 350 000), но и планшетные просторы они использовать не умеют в принципе. На выходе имеем не планшет, а огромный смартфон.

Усложняет ситуацию в стане Android-планшетов и появление устройств, где платформа в значительной мере переработана создателями. Так, недавно вышедший и пользующийся внушительным спросом Amazon Kindle Fire является самым характерным примером. Формально это планшет на Android, однако он полностью лишен сервисов Google и вся идеология работы с ним ориентирована на потребление контента исключительно от Amazon. В статистике продаж Fire будет, вероятно, засчитан за Android, хотя более изолированного от основного русла решения я не припомню (наверное, первым ярким примером такого надругательства над зеленым роботом стал ридер-планшет Nook Color, который, впрочем, приводился к приличному состоянию буквально за пару минут. Хочется верить, что альтернативные прошивки появятся вскоре и для Kindle Fire. — прим. редакции).

Разумеется, фрагментация сказалась и на разработчиках. Если программисты, сосредоточившиеся на продуктах Apple, с выходом iPad столкнулись с довольно умеренным ростом фронта работ (другой экран, но та же ОС), то у Android-девелоперов ситуация оказалась похуже — кроме собственно планшетного экрана приложения пришлось адаптировать к серьезным изменениям, которые внесены в архитектуру Android 3, особенно в части пользовательского интерфейса. А благодаря многообразию экранов, процессоров и версий ОС в экосистеме Android, планшеты стали в общую очередь, и приоритет у них был далеко не первый. Ведь разработчики активней всего занимаются проектами, которые имеют лучшие финансовые перспективы, и здесь iOS явно опережает Android — при сопоставимом количестве приложений в Android Market и App Store, средней цене приложения и проценте бесплатного ПО в магазине, один и тот же продукт для Android и iOS приносит создателю больше денег именно в версии для последней. Но даже внутри экосистемы Android планшеты не будут иметь у разработчика приоритета, поскольку их куда меньше, чем смартфонов.

Вопрос желания сделать хорошее планшетное приложение здесь даже более важен, чем вопрос сложности этого дела. На самом деле, в Android не так уж трудоемко «растянуть» приложение на весь экран, и это выглядит аккуратнее, чем удвоение пикселей, автоматически реализуемое в iOS. Но с точки зрения эргономики решение окажется далеким от идеала — например, лента в Twitter и Facebook будет состоять из неудобных для чтения узких полосок на всю ширину экрана. То есть нужно полностью пересматривать структуру диалоговых окон в приложении. Проектирование планшетного интерфейса является сложной задачей для разработчиков, привыкших «ютиться» на считаных сантиметрах смартфонного экрана, и они частенько с ней не справляются — особенно в случаях, когда приложение, по сути, выполняет простую функцию, типа вывода прогноза погоды. Но для iOS разработка упрощается тем, что планшетный экран ровно один, а в Android у них не только разное разрешение, но и очень разные пропорции.

К счастью для любителей Android, в конце туннеля недавно забрезжил свет. Это, конечно, выход новой версии 4.0 Ice Cream Sandwich (ICS), которая будет единой для смартфонов и планшетов (не стоит забывать и о том, что четвертая версия Android разрабатывалась для процессоров с архитектурами ARM и x86. — прим. редакции). Идеологически она ближе к версии 3.0 (что логично), поэтому смартфонные приложения разработчикам таки придется переписывать (хоть и не капитально), но заодно множество приложений волшебным образом обретут адаптацию к планшетным экранам. Ну хотя бы парочке самых ходовых. Поскольку исходный код уже обнародован, планшетов на версии 4.0 будет немало, а многие из недавно выпущенных устройств получат обновление до ICS.

Есть, конечно, пара «но». Во-первых, Google надо «прогнуть» партнеров и заставить их выпустить обновления прошивок с Android 4.0 для максимально большого числа устройств образца 2011 года. Иначе критическая масса аппаратов с «мороженкой» наберется лишь через год. Во-вторых, требуется активная работа с топовыми разработчиками, чтобы их приложения не просто запускались на планшетах, а были реально оптимизированы для большого экрана. Ну и в-третьих, приложения, оптимизированные для планшетов, должны быть четко обозначены в Android Market, а в идеале — выделены в особую категорию, как это сделано в App Store.

Если все перечисленное состоится, то идей «а для чего бы приспособить планшет» у пользователей Android будет хоть отбавляй. И тогда замечательное «железо», такое как в Asus Eee Transformer или Samsung Galaxy Tab 8.9, обретет миллионы владельцев, а доля iPad на рынке планшетов наконец-то перестанет вызывать охотничью стойку у антимонопольщиков.

Автор — главный редактор журнала Mobile Digital