Идея создать онлайн-редактор документов существует уже почти 6 лет: первые такие продукты появились еще в 2005 году и представляли собой перенесенную в веб-интерфейс базовую функциональность текстовых и табличных процессоров. В настоящее время концепция хранения и управления документами в интернете поддерживается многими игроками рынка – Adobe, Google, Microsoft, Zoho и многими другими компаниями (Box.net, Dropbox, ADrive.com), встраивающими в свои сервисы разработки вышеуказанных вендоров. Если в первые годы существования таких продуктов интерес к ним проявлялся со стороны конечных пользователей и энтузиастов, то сейчас они достаточно хорошо известны и в бизнес-среде. Но тенденция использования их для корпоративного контента предъявляет и соответствующие требования к сервисам – они усложняются. При этом большинство пользователей "облачных" хранилищ и редакторов документов все равно являются непрофессионалами в этой сфере. Какой компромисс выбрать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать самые популярные решения на рынке.
Adobe (Acrobat.com)
Один из сравнительно молодых игроков рынка онлайн-хранилищ и редакторов документов - компания Adobe совсем недавно анонсировала полноценное решение для создания PDF-файлов и совместной работы с ними. Ранее (года 2 назад) такой инструмент существовал, но в ограниченной версии под названием Buzzword. Сейчас он интегрирован в комплексный продукт, продвигаемый как единое решение по подписке (для работы потребуется регистрация Adobe ID). В настоящее время веб-версия Adobe Acrobat напоминает свой десктопный вариант, в ней есть инструменты для редактирования и форматирования (раньше можно было только настраивать шрифты). Приложение позволяет экспортировать созданные документы в форматы PDF, DOC, ODT и RTF, а также EPUB. Помимо веб-редактора в составе сервиса Acrobat.com предоставляется файлообменный сервис Adobe SendNow, в который можно загружать файлы в любом формате разного размера (бесплатно – до 100 Мб, платно – до 2 Гб), после чего организовывать к ним совместный доступ для коллег по работе (через систему приглашений по почте), вести учет разосланных приглашений (через уведомления о получении), искать среди загруженных файлов по названию и описанию. Часть возможностей доступна только в платной версии. Третий сервис, предлагаемый Adobe – Adobe CreatePDF - онлайн-конвертер файлов. Он состоит из трех компонентов: преобразователя любого текстового документа в PDF, инструмента для объединения нескольких файлов (текстовых, графических и так далее) в единый PDF-документ и виртуального принтера, позволяющего печатать прямо в PDF-файл, размещаемый на этом веб-сервисе.
Google (Google Docs&SpreadSheets)
Сервис от Google появился на рынке в результате слияния двух разработок – табличного процессора от Google и текстового редактора Writely от Upstartle в бета-версии 2006 году. Позже к сервису прибавились возможность просматривать презентации и файловое хранилище, которые перешли в статус релиза в 2009 году. Сервис интегрирован с почтовым клиентом Gmail и представляет собой универсальный редактор для файлов MS Office/OpenOffice, оснащенный экспортом в PDF. Интерфейсом сервис Google похож на Open Office.org. Документы могут редактироваться сообща пользователями, получившими приглашение (иметь учетную запись в Google для этого необязательно), в ходе процесса рецензирования и правки доступен просмотр изменений и чат. Файловый обменник работает бесплатно с квотой 1 Гб, дополнительный объем можно получить за деньги. Google Docs&SpreadSheets поддерживает "облачную" печать документов (удаленную отправку файлов в очередь принтера), а также предоставляет базовые возможности для организации хранящегося в сервисе контента.
Microsoft (Office 2010 Web Apps, Docs.com)
Продукт MS Office Web Apps - это набор бесплатных веб-приложений - текстового и табличного процессора, менеджера презентаций и редактора заметок. Для использования сервиса нужна учетная запись Windows Live или аккаунт в соцсети Facebook (если работа ведется на дочернем сервисе Docs.com). Для хранения файлов пользователю выдается до 25 Гб бесплатного дискового пространства для неограниченного по времени хранения созданных файлов с возможностью разделения к ним совместного доступа, сортировки по папкам, а также загрузки на локальный компьютер. Документы с учетом ограниченности функций инструментов, перенесенных в веб-интерфейсы, можно редактировать, а также печатать из браузера. Кроме того, для любого из файлов, находящегося на Windows Live SkyDrive, можно запустить соответствующее приложение в составе настольной версии офисного пакета.
Zoho Docs (Zoho.com)
Zoho Docs представляет собой пакет из двух десятков веб-бизнес-приложений (офисный пакет, несколько линейных корпоративных программ – CRM, приложение для ведения проектов и пр.), интерфейс которых приближен к MS Office образца версий 2000-XP. Пользователю выделяется бесплатно 1 Гб дискового пространства на хранение разнообразных документов (можно загружать только файлы поддерживаемых форматов). Пользователи могут редактировать документы, в том числе с поддержкой версионности (они будут сохраняться под номерами, начиная с 1.0 (1.1, 1.2 и так далее), однако для полноценного участия в этом процессе нужно иметь учетную запись на сервисе (иначе внесение правок будет затруднено).
Заметим, что бесшовная интеграция с Zoho Docs выполнена на крупных сервисах по хранению документов – Box.net и ADrive.com. Пользователю достаточно будет просто зайти в сервис под своей учетной записью и выбрать команду редактирования контента.
Сравнение основных облачных редакторов документов
Функция/сервис | Acrobat.com | Google Docs&SpreadSheets | MS Office WebApps/ Docs.com | Zoho Docs |
Объем хранилища | Бесплатно: 2 Гб; платно: 15/100 Гб | Бесплатно: 1 Гб; платно – от 20 Гб до 1 Тб | 25 Гб бесплатно | Бесплатно: 1 Гб, 3 доллара за каждые дополнительные 5 Гб в месяц |
Срок хранения | 7 дней (неограниченное продление) | неограниченно | неограниченно | неограниченно |
Произвольный формат файла | да | да | да | нет |
Поддержка кириллицы в редакторе | нет | да | да | да |
Авторизация для пользователей при совместной работе | Adobe ID | Google ID, персональное приглашение | Windows Live ID, Facebook ID | Google ID, Facebook ID, Yahoo ID, обычная регистрация |
Поддержка PDF | да | да | нет | да |
Форматы документов | PDF, DOC, RTF, ODT, EPUB | DOC, ODT, TXT, RTF, TXT, HTML | DOCX, XLSX, PPTX | DOC, ODF,ODT, SXW, RTF, HTML, TXT, PDF, LaTex |
Контроль получателей | да | да | да | да |
Требования | Adobe Flash, Shockwave Flash, JavaScript | Adobe Flash, JavaScript | MS Silverlight, JavaScript | JavaScript |
Скорость работы интерфейса | высокая | высокая | средняя | низкая |
стоимость | 14,99 долл. в месяц или 149 долл. в год - 20 разных проектов на 5 пользователей, неограниченное конвертирование файлов в PDF и хранилище до 15 Гб данных; 39 долларов в месяц, 390 долларов в год – неограниченное количество проектов, до 20 пользователей, до 100 Гб данных | От 5 до 256 долларов в год | — | 3-5 доллара за пользователя в месяц |
Итак, чтобы загрузить файл, например, текстовый документ с форматированием, на файлообменник для отправки его некоторому количеству пользователей для рецензирования и ознакомления, подходят в той или иной мере все четыре сервиса. Тем не менее, в каждом случае есть своим особенности. Так, при работе с Zoho Docs пользователю придется столкнуться с крайне медленным веб-интерфейсом, который затрудняет совместное редактирование. В решении от Microsoft для работы с файлами придется установить в браузере дополнение Silverlight, непопулярное на рынке (в отличие от Adobe Flash). Сам веб-интерфейс при этом не отличается высокой стабильностью, а перенесенные в веб функции редакторов являются самыми базовыми и более-менее сложные правки придется вносить в десктопной версии MS Office. Сервис от Google требует конвертации файлов в собственный формат хранения, который может нарушить форматирование исходного документа и удалить из него метаданные. Acrobat.com, в свою очередь, предлагает возможность полной работы с документами – от создания до конвертирования, рецензирования и отправки пользователя.
Таким образом из представленных на рынке сервисов для хранения и редактирования документов наиболее удобными и оптимальными по соотношению "цена/качество" для выполнения задачи по размещению документа в Сети для предоставления к нему выборочного доступа одному или нескольким лицам выглядят сервисы от Adobe и Google. Из плюсов первого можно отметить удобный пользовательский интерфейс и разумную ценовую политику, а из минусов – отсутствие поддержки кириллицы в редакторе документов. Google же отличается де-факто бесплатностью сервиса и поддержкой множества языков, в том числе и русского, но слабой проработкой в области совместимости форматов.