Стал известен любопытный нюанс соглашения чиновников с крупными игроками топливного рынка России о временной «заморозке» цен на горючее в нашей стране. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, в рамках договора рассматривается возможность запрета экспорта нефтепродуктов тем фирмам, которые не располагают ни собственной добычей, ни перерабатывающими мощностями. Эксперты уверены, что подобная мера поможет стабилизировать цены на АЗС. Однако она будет краткосрочной и приведет к усугублению «ручного» государственного управления рынком горючего, от которого чиновники пытаются избавиться.

Возможность запрета на экспорт нефтепродуктов для компаний, которые не являются их производителями, уже рассматривается профильными ведомствами. Ответы на это поручение Козака должны быть сформулированы в ближайшее время. До 12 ноября ЦБ, Федеральная антимонопольная служба, а также Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, где реализуется львиная доля произведенных в России углеводородов, должны представить предложения по запрету на участие трейдеров в биржевых торгах горючим.

По словам Козака, такая мера может быть введена до 31 марта 2019 года «в целях борьбы со спекуляцией». Допуск к сделкам на бирже смогут получить только АЗС и мелкооптовые потребители. В итоге, повышение конечных цен на топливо в январе 2019 года с учетом увеличения фискальной нагрузки не превысит 1,7%, а затем стоимость горючего будет расти, не обгоняя инфляцию.

Как полагают эксперты, подобные шаги правительства способны несколько «успокоить» возможное резкое повышение стоимости горючего на отечественных АЗС, которое может произойти в начале будущего года. Дело в том, что с 1 января чиновники хотят увеличить сразу три налоговые составляющие. Во-первых, повысить НДС с 18% до 20%. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, такой маневр грозит вызвать подорожание топлива на 50 копеек за литр. Во-вторых, увеличить налог на добычу полезных ископаемых, что прибавит к цене горючего еще рубль. В-третьих, повысить внутренних акциз на бензин и дизель, что окажет самое серьезное влияние на цены на АЗС. С 2019 года государство собирается нарастить акцизы почти в 1,5 раза. В рознице такая рокировка приведет к скачку цен еще на 5,5 рублей. По оценке Танкаева, в результате «на круг» горючее может повыситься в цене на 7 рублей.

По оценке аналитика FxPro Александра Купцикевича, мера по ограничению присутствия перекупщиков топлива на бирже может сработать. «На время цены стабилизируются. Даже после истечения соглашения правительства и нефтяников, которое закончится в конце марта 2019 года, с некоторыми корректировками ограничений эти меры продолжат действовать», — полагает эксперт.

Тем не менее, панацеей для топливного рынка страны они вряд ли станут. Большинство отечественных нефтяных компаний, которые держат в руках розничную торговлю горючим в России (являясь производителями как сырой нефти, так и продуктов ее переработки), обычно экспортируют топливо через собственные дочерние организации. В связи с этим, их нельзя обвинить в том, что они не являются участниками добывающего и перерабатывающего сектора. Кроме того, на отечественных биржевых площадках реализуется не более 18% произведенного внутри страны топлива, поэтому их влияние на стоимость готового бензина окажется краткосрочным.

«Не исключено, что со временем биржевые торговцы смогут наладить частные сделки с поставщиками, что приведет к заключению фиктивных договоров о продаже горючего на экспорт», — признался «МК» представитель одного из трейдеров.

Как полагает Купцикевич, предлагаемые меры стоит рассматривать как окончательное возвращение госконтроля в топливную сферу. «Намеченные ограничения — демонстрация того, что рыночными мерами решить задачу удержания цен не удается. В будущем, после окончания срока соглашения о «заморозке» цен, нас ждет ослабление конкуренции. Мелких игроков выдавят с рынка. Это на руку крупным компаниям, которых небезосновательно подозревают в сговоре друг с другом», — считает аналитик.

«Эта мера призвана «взять под контроль» весь экспорт нефтепродуктов. В цепочке производитель-покупатель очень много посредников — от компаний, обеспечивающих транспорт, до тех, которые участвуют в реальной продаже и покупке горючего. Часть из них работают по серым схемам, — отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — В этом нет необходимости. После запрета на экспорт посредники перестанут существовать. Это шаг к монополизации рынка. В последнее время цена на бензин в России растет на 7-9% в ежегодно. В 2017 году рост составил 8,7%, в 2018 году — будет не менее 10%».

Николай Макеев