В то время как автомобили дорожают, салоны заманивают клиентов скидками. В некоторых случаях дилеры уверяют, что готовы сбрасывать до 30% стоимости машины. При этом часто из рекламных сообщений невозможно понять, от какой цены дается скидка и за счет чего она возникает, ведь зачастую информация просто гласит «выгода до 200 тыс. руб.». Так ли интересны эти сверхвыгодные предложения? Выяснял Александр Ляпин.

Новую иномарку с хорошей скидкой москвичу Павлу обещал менеджер по телефону, и тот был уверен, что наконец нашел машину своей мечты. Поэтому мужчина тут же подписал договор и внес 300 тыс. руб. залога, но после этого начались странности.

«Мне сказали, что машина готова, но позже все "переиграли", заявив, что конкретно этот автомобиль уже куплен, но абсолютно такой же сейчас пригонят из другого центра. Минут за 10 до закрытия сообщили, что машина готова и нужно пройти в кабинет к директору автосалона. Там мне протянули пачку документов — еще один экземпляр договора, чтобы я его подписал. Я пришел в кассу, отдал эти документы, и мне радостно сообщили, что я должен заплатить еще 300 тыс. руб. Я спросил: "Как так". А мне продемонстрировали новый договор, в котором вместо вместо 500 тыс. руб. стояла сумма в 800 тыс. руб.», — рассказал Павел.

Но отказаться от договора, когда внес залог, бывает непросто. Сотрудники салона буквально шантажируют покупателя, и это срабатывает: клиент либо соглашается на невыгодные условия, либо оставляет недобросовестным продавцам часть денег. Причем нередко бывает так, что формально автосалон прав, рассказал «Коммерсантъ FM» юрист Марат Аманлиев. По его словам, в предварительном договоре купли-продажи залог оформляется как задаток, чего клиент просто не замечает: «Никто никогда не читает, что такое "задаток".

А ведь это сумма средств, которая потом не возвращается.

А еще по условиям договора бывает так, что в случае отказа от совершения сделки тот, кто внес задаток, должен внести двойной его размер в случае незаключения сделки по вине покупателя».

Впрочем, такие грубые схемы раскрутки клиента используют немногие. Куда чаще в договор вписывают дополнительные опции и услуги, от которых клиент не может отказаться. Это может быть страховка по завышенной ставке, дополнительная, не обговоренная заранее, комплектация, а в случае покупки в кредит — невыгодные его условия. А если авто приобретается по схеме trade-in, автодилер наверняка постарается максимально занизить стоимость старого автомобиля.

Бывший владелец крупной дилерской компании Евгений Войтенков уверяет, что подобные схемы проворачивают только неофициалы, остальным производители такого не позволяют: «Клиенты не дослушивают информацию о спецпредложении до конца, недопонимают ситуацию. Я в автомобильном бизнесе работаю уже почти 30 лет и практически всегда слышу такие истории. Я могу гарантировать, что все предложения, которые рекламируются, соблюдаются досконально. Это же, на самом деле, все контролируется производителем, и нас проверяют даже».

Однако практика показывает, что попытаться обмануть могут и в салоне официального дилера. Такая история, например, произошла с москвичом Геворгом: «Я договорился о цене в процессе, когда заказал машину. У меня имелся предварительный договор, в котором все было прописано. Машину заказали из Питера. И вот в момент, когда она ехала, я узнал, что, оказывается, нужно за нее заплатить больше за счет какого-то дополнительного сбора. Я принципиально отказался это делать, сказал: "Дальше делайте что хотите"».

И все-таки в большинстве случае такие недобросовестные схемы продажи нового автомобиля работают благодаря невнимательности самих покупателей. Если не торопиться и подойти к вопросу общения с менеджерами и изучению договора более ответственно, то можно не только получить заявленную в рекламе цену, но даже выбить дополнительные скидки. Именно так покупал новую машину наш коллега, ведущий «Коммерсантъ FM» Петр Косенко: «Я достаточно въедливо, пунктуально читал все бумажки, которые мне предлагали, и ловил дилера на том, что он мне пытается все-таки "впарить" то, что мне совершенно не нужно, и навязать определенные условия при заключении кредитного договора, страховки и так далее.

В итоге, когда я их на всем этом поймал, они были вынуждены не просто мне уступить в этих вопросах, но и еще и сделать скидку.

Я в какой-то момент просто сказал: "Ребята, слушайте, меня это не устраивает, я пошел", но мне ответили: "Подождите, пожалуйста, еще секундочку"».

Автоюристы подтверждают — большинство проблем при покупке автомобиля возникает из-за несоблюдения, казалось бы, простых правил: не спешить, внимательно читать договор, но самое главное — не вестись не слишком щедрые предложения сомнительных автодилеров.

Александр Ляпин