Сегодня еще многие россияне удивленно посматривают на владельцев электронных книг, которые пользуются своим устройством в общественном транспорте, в кафе или на улице. ВЦИОМ выяснил, как подобная техническая новинка меняет жизнь людей, и планируют ли граждане ею обзавестись.

Результаты исследования показывают, что за последнее десятилетие чтение в России стало менее популярным. Так, в 1996 году ежедневно читали книги 31% респондентов, сейчас это число сократилось до 22%. А 77% признались, что берут в руки книгу редко или от случая к случаю.

Любопытно, что 39% россиян впервые услышали словосочетание "электронная книга" в ходе опроса. Столько же респондентов когда-то слышали его, но плохо представляют, что это такое. 11% полагают, что это текст в электронном виде на экране компьютера или телефона. И только 7% безошибочно ответили, что это специальное устройство для чтения, и признались, что сами используют его.

С электронными книгами лучше других знакомы высокообразованные россияне (11%) и активные пользователи Сети (15%). При этом ошибочное представление об устройстве, как о тексте на экране компьютера или телефона, имеют эти же респонденты - 19 и 25% соответственно. Впервые услышали об этих технических новинках в ходе опроса малообразованные респонденты - 72%, а также те, кто не пользуется интернетом - 60%.

Правильно понимают, что такое "электронная книга" или даже имеют опыт использования этого устройства, в основном, россияне моложе 45 лет - 10-11%. Молодежь 18-24 лет чаще других склонна считать электронной книгой любой электронный текст - 26%. А вот 69% пожилых россиян вообще никогда раньше не слышали об этих устройствах.

52% респондентов признались, что им трудно оценить значение электронных книг в жизни человека. Для 8% это привлекательная, но малопонятная новинка. Однако 11% полагают, что устройство способствует тому, что человек начинает больше читать и становится умнее, 6% считают, что оно делает жизнь более комфортной, 5% в целом позитивно оценивают значение этого изобретения.

При этом 4% россиян отрицательно относятся к электронным книгам. 3% уверены, что они вытесняют обычные книги, столько же респондентов полагают, что это "бесполезная вещь". А вот 5% уверяют, что электронная книга никак не меняет жизнь человека.

Уже сейчас имеют техническую новинку 3% опрошенных, а возможность ее приобретения рассматривают для себя еще 11% россиян, как правило, 18-24-летние (20%), высокообразованные респонденты (15%) и активные пользователи Сети (23%).

В целом 79% не видят смысла для себя в покупке новинки. Это, как правило, пожилые (92%), малообразованные (89%) россияне и те, кто не пользуется интернетом (90%).