Зачем автомобилю нужна блокировка дифференциала и как она работает, АиФ.ru рассказал директор Центра технической экспертизы Научно-исследовательского автомобильного института Андрей Васильев.

Какая функция у дифференциала?

Межколесный дифференциал выполняет функцию равного распределения крутящего момента между колесами автомобиля. Он необходим, к примеру, при движении автомобиля по криволинейной траектории (при повороте транспортного средства): очевидно, что правое и левое колесо на одной оси автомобиля будут иметь разный радиус поворота и соответственно пройденный путь. Поэтому для компенсации разности угловых скоростей используется дифференциал — происходит деление подводимого к нему крутящего момента между колесами в определенной пропорции.

Зачем нужна блокировка?

Однако из-за этого снижается проходимость автомобиля в определенных ситуациях, так как крутящий момент на полуосях дифференциала будет равен меньшему из этой пропорции. Например, при трогании с места на гололеде может возникнуть ситуация, когда одно колесо буксует, а момент, подводящийся ко второму колесу, (равный первому), не позволяет его провернуть. С целью исключения подобных ситуаций применяется блокировка дифференциала, чтобы каждое колесо смогло реализовать свои возможности по сцеплению с опорной поверхностью.

Как она работает?

Конструктивных исполнений «блокировок» достаточно много, однако принцип один — соединить два любых центральных звена. Наибольшее распространение получили самоблокирующиеся дифференциалы, блокировка которых происходит за счет соединения звеньев фрикционными дисками, а перемещение дисков вызывается возрастающими осевыми силами при вращении осей.