«АиФ-Челябинск» продолжает серию публикаций «разоблачающих откровений» специалистов различных сфер деятельности. На этот раз сотрудники бензоколонок на условии анонимности рассказали об уловках на заправочных станциях.

Недолив топлива

«Самое распространенное нарушение на большинстве автозаправочных станций – это недолив топлива, - рассказывает бывший сотрудник АЗС Андрей. - Недолив возможен, если доступ к замерам остатков топлива имеют механики и операторы, а контроль со стороны руководства ослаблен. Надо понимать, что на колонках старого поколения есть большая вероятность стать жертвой обмана со стороны недобросовестных сотрудников, нежели на автоматических и автоматизированных. Кроме того, на городских заправках горючее недоливают реже, чем на АЗС, расположенных на трассах».

Способов мелкого мошенничества на АЗС предостаточно. Так, например, заправщик Сергей рассказывает о стандартной схеме, когда недолитый бензин остается в заправочном шланге:

«При заправке машины подача бензина с колонки прекращается, когда счетчик показывает недолив примерно в пол-литра. Это количество находится в заправочном шланге и выльется через несколько секунд. Но, как показывает практика, в бензобак попадают не оплаченные пол-литра, а примерно сто миллилитров. Любые петли и перегибы на самом шланге, а также неисправности пистолета приводят к тому, что после заправки в нем может оставаться до одного литра топлива. Можно сколько угодно острить в адрес некоторых водителей, которые после остановки колонки еще несколько минут стряхивают с конца шланга капли бензина, судорожно нажимают рукоятку пистолета или дергают за спусковой рычажок, но логика в их действиях есть - иногда колонка чудесным образом выдавливает из себя приличную порцию».

Операторы в свою очередь любят округлять копейки, предлагая долить бензина до полной суммы. Однако верить, что это обещание будет выполнено, не стоит - обычно наливают ровно столько, сколько попросили.

Электронные колонки

«Старые колонки с механическим отсчетом удобнее всего использовать для махинаций с топливом, - рассказывает бывший оператор АЗС Елена. - Но таких колонок практически не осталось. Им на смену пришли новые с электронным управлением, механизм которых не допускает существенных колебаний при дозировке бензина. Колонки обязательно пломбируются и согласно ГОСТу проверяются один раз в полгода. Однако и тут есть место обману. С помощью специальных программ работники заправок могут «задавать» недолив. Кроме того, оператор может послать сообщение в контрольную систему о том, что литр бензина залит, хотя на самом деле в бак машины он не перекачивался. Кстати, нередко именно те, кто обязан следить за точностью приборов, сами же и помогают их крутить. Запрет на заправку металлических канистр и другой емкости, который, разумеется, заправщики будут объяснять техникой противопожарной безопасности, верный признак того, что вас обворовывают именно таким способом».

«Если на АЗС установлены колонки со стрелочными указателями или механическими счетчиками типа старого таксометра, а заправку вашего автомобиля производит натренированная рука работника АЗС, то вы просто сами просите, чтобы вас «обвесили», - продолжает рассказывать заправщик Сергей. – Например, вы оплатили десять литров. Даже ничего не подкручивая, ушлый заправщик может оставить литр себе. Для этого ему достаточно лишь отпустить рукоятку в тот момент, когда стрелка только подошла или даже скакнула на десятку, но отлив десятого литра сам по себе еще не начался. Получается, на счетчике десять, а в баке девять».

Контрольный замер

Сотрудники АЗС советуют автовладельцам на заправках проводить контрольные замеры специальным мерным ведром, которое выполняет роль весов. Это ведро должны предоставить на любой АЗС по первому требованию клиента.

Для проверки точности отпуска топлива законом предусмотрены определенные правила: необходимо обязательно оставить пистолет в горловине, а затем попросить работников заправки произвести замер с помощью мерного ведра. Сотрудники АЗС должны поставить бегунок мерного ведра на соответствующую сезону температуру, смочить ведро бензином и залить 10 литров топлива. Затем сравниваются показания табло с показателем мерной линейки. При недоливе уровень бензина будет ниже нулевой отметки, а при переливе - выше на соответствующее число делений. При этом отклонение в любую сторону на 50 миллилитров нарушением не считается.

Однако герои материала в один голос признаются, что АЗС практически невозможно поймать на серии обманов. Даже если колонка недоливает сотни или тысячи раз, ответственность работник понесет в лучшем случае за один конкретный контрольный закуп.