Работа «облачных» хранилищ выглядит незамысловатой на первый взгляд: огромные массивы данных хранятся в загадочном месте, которое одновременно способно хранить терабайты информации и ничего при этом не требовать от пользователей. И большинство из них не в курсе, как же все это устроено.

При всей «воздушности» в названии данной технологии работа «облаков» подразумевает согласное функционирование массивных, шумных и непрерывно нагревающихся серверов. От глаз пользователя скрыты огромные машины, требующие щепетильного ухода и собственного микроклимата.

Однако главными и самыми крупными клиентами «облачных» хранилищ выступают не простые пользователи, а бизнесы.

Для хранения корпоративной информации они выбирают именно специализирующиеся на предоставлении данной услуги компании, поскольку строить собственную инфраструктуру с нуля затратно и невыгодно. Подобные услуги, конечно, уже не бесплатны.

Переход в «облака» стал трендом последних лет среди крупных компаний, сама область в России постоянно растет. Одними из самых частых клиентов становятся представители IT-сферы и финансов. Дата-центры обеспечивают централизованное и защищенное хранилище, а также предоставляют дополнительные услуги, чем и привлекают клиентов. В дальнейшем у подобного тренда есть все шансы стать обязательным элементом любого крупного бизнеса.

Вкратце идея предоставления «облачных» услуг выглядит так: компания, в распоряжении которой есть дата-центры и необходимая инфраструктура, за фиксированную плату обеспечивает хранение и защиту данных, к которым клиент имеет постоянный доступ. Тем не менее «облакам» не удалось избежать критики. Так, если на серверах хранится конфиденциальная информация и злоумышленник сможет получить физический или удаленный доступ к ней, то это может подорвать бизнес целой компании. Однако крупных подобных инцидентов, связанных непосредственно с корпоративным сектором, ранее не случалось.

В одном из центров обеспечения работы «облачных» хранилищ удалось побывать корреспондентам «Газеты.Ru».

Дата-центр расположился во внушительном, скрытом от глаз горожан комплексе. С собственными серверами-стойками нас познакомила компания SAP. За непрерывную и корректную работу всего комплекса отвечает компания SafeData.

Экскурсию по дата-центру провел начальник дежурной смены Дмитрий Смирнов.

Заместитель гендиректора компании SAP СНГ, предоставляющей «облачные решения» для бизнеса, Андрей Шарак рассказал «Газете.Ru», как SAP обеспечивает миграцию информации на собственные серверы и как компания подготовилась к поправкам в закон о персональных данных.

«SAP столкнулась с необходимостью переноса данных своих российских клиентов из западных дата-центров в российский задолго до того, как осенью 2015 года вступили в силу поправки в закон о персональных данных. Для миграции данных в компании предусмотрена регламентированная процедура, процесс осуществляет специальная команда. Стоит отметить, что подобные переносы систем осуществляются только в исключительных ситуациях, как, например, в случае с вступлением в силу поправок в закон о персональных данных», — заявил представитель компании.

Также Андрей Шарак рассказал о деталях процесса переноса данных. Каждая компания, которая желает «поселиться» на «облачном» сервере, получает свой собственный ID. Он позволяет идентифицировать каждую отдельную фирму при миграции данных. После согласования конкретного времени с клиентом система останавливается в старом хранилище и начинается копирование информации.

«Весь процесс занимает не более 10–12 часов и, как правило, проводится в ночное время, чтобы не создавать неудобства клиентам. В итоге нам потребовалось около месяца на перенос всех данных наших российских клиентов в локальный дата-центр. Важно, что вся информация копируется через защищенное сетевое соединение между двумя дата-центрами в зашифрованном виде», — добавил Шарак.

Авторы: Дмитрий Шестоперов, Андрей Панфилов