ЖАЛОСТЬ ЕМУ НЕВЕДОМА
Пранкер звонит мошеннику.
- Служба поддержки Сбербанка, слушаю.
- Бабушке вот пришла SMS, что карта заблокирована, она на нее пенсию собирает...
- Фамилия, имя, отчество бабушки?
- Давыдова Зинаида Николаевна.
- На момент блокировочки текущий баланс карты примерно помните? (Мошенник хочет понять, с какой суммой имеет дело. Банковский служащий просто видел бы эти данные у себя на компьютере. - Ред.)
- Бабушка говорит, что 65 тысяч руб¬лей. Она копит деньги на похороны (пранкер подчеркивает социальную уязвимость «бабушки», чтобы разжалобить мошенника, но дудки. - Ред.).
- Запомните мои данные. Давыдов, звать меня Сергей Петрович (мошенник прокалывается - его фамилия совпадает с фамилией «бабушки». - Ред.). Произошел системный сбой главного центрального сервера. Наши специалисты были вынуждены заблокировать работу более 10 тыс. клиентов. Банкомат в шаговой доступности есть? (Мошенник называет крупнейший розничный банк. - Ред.) Подойдете к банкомату, карту ни в коем случае не вставлять, потому что он вам назад ее не вернет из-за сбоя в системе (ведь человек, едва вставив карту, понял бы, что она работает. - Ред.). Объясняю порядочек. Подойдете к банкомату, позвоните по этому номеру, спросите меня. И уже на связи со мной самостоятельно вы снимете блокировку с карты в течение пяти минут, карта будет активирована.
Пранкер выждал время, якобы дошел до банкомата и звонит снова.
- Служба поддержки банка, слушаю вас (интересно, что мошенник слегка изменил голос. - Ред.).
- А вот Давыдова Сергея Петровича...
- Да-да, слушаю вас (голос сразу стал прежним. Ну не чудо ли - вы звоните в службу поддержки, где сотни специалистов, и сразу попадаете на «своего» менеджера. - Ред.). Банкомат свободный? Вставляйте карту. Будьте предельно внимательны. ПИН-код набирайте (но ведь карта заблокирована и, если это на самом деле так, работать не должна. - Ред.). Читайте меню сверху вниз.
Мошенник требует зайти в раздел «Платежи, переводы».
- Сейчас что высвечивается? Сотовый оператор высвечивается? Выбираем компанию (мошенник называет компанию. - Ред.). Что сейчас высвечивается?
- Надо ввести номер.
- Без восьмерочки повторяйте за мной без ошибочки: 96 - 49 - 84 - 56 - 58 (мошенник специально диктует свой телефон по две цифры, так номер на телефонный «не похож». - Ред.). Вместо суммы код разблокирования пишем... 9985. Вводите.
Итак, что произошло? Мошенник уговорил жертву подойти к банкомату, зайти в свой личный кабинет, выбрать «платежи на мобильные телефоны» и просто перевести на его, мошенника, телефон 9985 рублей. Мог бы больше, перевел бы больше, но банки и сотовые компании обычно устанавливают лимит на подобные операции - больше 10 тыс. рублей перевести просто не удастся. Как вы понимаете, «код разблокирования», который назвал мошенник, - на самом деле никакой не код, а просто сумма перевода.
Затем мошенник вынуждает пранкера повторить всю операцию сначала. Но уже на другой телефонный номер - на прежний нельзя, банк такую операцию отсечет. Тут терпение пранкера лопнуло. Он сначала якобы дает трубку «бабушке», то есть включает заранее заготовленную запись, и «бабушка» кроет мошенника матом. Затем между ними завязывается разговор по душам.
«Симки нам менты покупают»
Вован выясняет: «менеджер банка» - на самом деле зек из колонии. На свободу он выйдет богатым человеком.
- Много пенсионеров так дуришь, сколько денег выходит? - спрашивает Вован.
- Ну под лимон выходит за месяц. Сегодня вот 80 тыс. сделал.
- И сколько накопил?
- Зачем тебе это?.. Хватит, чтобы встретить старость скромную.
- Ты там не один, там еще кто-то в камере, тоже с телефоном сидят?
- Да. Нас тут восемь человек.
- А как симки проносите в камеры?
- Милиция передает, за отдельную плату.
- Они знают, чем вы занимаетесь?
- А что ж не знают, если мы им платим деньги.
- И давно этим занимаешься?
- Да... Я тебе правду говорю, лет 12. Еще когда пейджеры были, помнишь пейджеры раньше? Вот тогда и начал заниматься.
- И что, никто не ловит?
- Нет. Кому я нужен.
- Кто самый доверчивый?
- Пиковые. Кавказцы то есть. Тяжело с ними, но денежные. Таким сам бог велел делиться. Еще тетки лет за 40. Самостоятельные, у которых уже что-то есть, не 20-летние. Они и тупенькие, сразу в мандраж, трясутся.
- А симки часто блокируют?
- Ну как заявление подадут. А заявление же не все подают. Ну а что, деньги-то сразу выводятся. На другую симку перевел, и все. А чтобы заблокировали, надо ехать в офис, это минимум час. А симки-то левые, бездатные (то есть они не куплены должным образом и не оформлены. - Ред.). На рынке купленные, по тысяче штук их покупают... Ой, терпила звонит (очередная жертва. - Ред.), давай попозже.
КТО В ДОЛЕ?
Самое поразительное в этой истории: Вован сделал работу за право¬охранительные органы. В мгновение ока распутал всю схему и все расставил по своим местам. Интересно, почему этого до сих пор не сделали силовики и сотовые операторы? Кстати, в компанию, которой принадлежит телефон мошенника, Вован тоже звонил, но разговор с абонентской службой получился ни о чем: там лишь пообещали, что все передадут в службу безопасности. А вот какие будут приняты меры и как скоро, ответить не смогли или не захотели.
Доктор экономических наук Павел Медведев раньше был финансовым омбудсменом и депутатом Госдумы, он рассказывает:
- Мне однажды прямо в офисе сотовой компании удалось поймать за хвост номер, на который переводились деньги обманутых граждан. Но сотрудники офиса пальцем о палец не ударили, чтобы это пресечь. Силовики тоже вмешиваться отказались.
Медведев считает, что и те и другие вовлечены в преступную схему. Иначе достать SIM-карты в таком количестве - их обязаны продавать по паспортам - просто невозможно. Впрочем, в самих сотовых компаниях винят дилеров.
- Ни о каком вовлечении сотрудников сотовых компаний в этот «бизнес» не может быть и речи, - говорит представитель «Билайна» Анна Айбашева. - Скорее речь может идти о недобросовестных дилерах. Дилеры обязаны передавать оператору договоры с паспортными данным абонентов, и в нашем договоре с ними прописано, что они обязаны предоставлять достоверные паспортные данные.
Однако попадаются недобросовестные дилеры, которые могут давать ложные данные об абоненте при продаже SIM-карты. Сейчас в Госдуме разрабатывается законопроект, в котором будет прописана ответственность за это.
И МЕНЯ ЧУТЬ НЕ ОБЛАПОШИЛИ
Напоследок расскажу, как я сам чуть было не стал жертвой куда более тонкого мошенничества. Звонят мне из реального отделения очень крупного банка. Реальный же менеджер представляется по всей форме:
- У нас тут вышел технический сбой... На вашу карту упало 100 тысяч долларов. Вы не могли бы подъехать в офис и списать эту сумму? А то меня накажут.
Говорю, что вообще-то я таких денег не получал.
- Я же говорю - технический сбой. Вы этих денег и не увидите.
Понятно: приедь я в офис, менеджер сумел бы получить доступ к моему ПИН-коду и списал бы в удобное время все средства с карты.
Никуда я не поехал. Позвонил вице-президенту этого банка, я ведь журналист, я это могу. Менеджера уволили. Отсюда напрашиваются простые советы - как жертвой не стать (см. графику).
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
На сайтах сотовых операторов есть специальные разделы, посвященные защите от мошенничества.
«Билайн»: safe.beeline.ru
«МегаФон»: stopfraud.megafon.ru
МТС: http://safety.mts.ru
Там вы найдете описание основных схем обмана и способы защиты от них. Через форму обратной связи можно сообщить номер телефона, с которого вам звонили или прислали сомнительную SMS. В сотовых компаниях нас заверили, что после проверки службой безопасности номера мошенников блокируются.
Сообщения о фактах обмана также можно оставить на страничках сотовых операторов или по телефонам службы поддержки в социальных сетях.