Двенадцать лет ожидания и шесть лет разработки — немалое расстояние отделяло поклонников от выхода Diablo 3. Однако релиз наконец-то состоялся, суматоха первых дней улеглась, а особо сильные эмоции поутихли. Самое время на холодную голову разобраться, что же мы в итоге получили

Жанр: Экшен/Ролевая игра
Издатель: Blizzard Entertainment
Издатель в России: Blizzard Entertainment
Разработчик: Blizzard Entertainment
Минимальные требования: Процессор Intel Pentium D 2,8 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,3 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7800 GT/AMD ATI Radeon X1950, 12 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования: Процессор Intel Core 2 Duo 2,4 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта уровня AMD ATI Radeon HD 4870/NVIDIA GeForce GTX 260
Дата выхода: 15 мая 2012 года
Возрастной ценз: от 17 лет

Долгие годы Blizzard вынашивала Diablo 3, перекраивая баланс, перерисовывая интерфейс, меняя графический стиль, убирая одни вещи и добавляя другие… и потихоньку сдвигая дату выхода все дальше в будущее. Естественно, ожидания интересующейся публики взлетали все выше и выше, к релизу достигнув какой-то заоблачной отметки.

Как вы уже наверняка знаете, революции не произошло. Перед нами — старая добрая «диабла», предлагающая ровно тот же самый геймплей, что и две предыдущие игры серии. Особо впечатлительные тут же обложили разработчиков тоннами проклятий, обвиняя Blizzard во вторичности, топтании на месте и излишней осторожности.

Масла в огонь подлил и сам запуск, который могут назвать удачным только самые неадекватные поклонники компании. В день релиза, 15 мая, было продано больше 3 миллионов копий игры, и сервера battle.net, несмотря на предстартовые нагрузочные тесты, просто не выдержали такого напора желающих поиграть. Как результат — рождение мема с «Ошибкой 37» в главной роли, неисчислимые крики ярости и флешмоб на Metacritic, заваливший пользовательскую оценку Diablo 3 ниже самых глубоких кругов ада.

Но если отставить в сторону всю эту истерию и просто поиграть, то выясняется, что аддиктивный геймплей, затягивающий на долгие часы и провоцирующий нон-стоп-марафоны с друзьями, никуда не делся. И это — самое главное. То, ради чего стоило так долго ждать.

Обманчивая простота

Скриншоты







Увлекательный геймплей Diablo 3 складывается из нескольких основных компонентов, главным из которых можно считать новую систему навыков и прокачки. Уничтожая бесчисленные полчища монстров, персонаж получает опыт и растет в уровне. Основные характеристики (представленные ловкостью, интеллектом, силой и выносливостью) распределяются автоматически, причем каждый из пяти героев выделяет главную, в значительной мере определяющую его эффективность. Система проста: монах и охотник на демонов бьют тем сильнее, чем выше их ловкость, колдун и чародей получают аналогичный бонус от интеллекта, а варвар в деле сокрушения врагов полагается на силу.

Конечно, поначалу автораспределение удивляет и наводит на мысли об упрощении. Однако через некоторое время понимаешь, что так лучше, ведь роль параметров весьма значительна (кроме бонуса к урону, они дают и кое-какие индивидуальные прибавки), и осторожные полумеры в виде раскидывания доступных очков по всем параметрам в итоге привели бы к созданию героя вида «ни рыба ни мясо». А с такой системой «запороть» персонажа просто невозможно, и это хорошо. Да и опытные игроки все равно рано или поздно нащупали бы оптимальный вариант прокачки, поэтому разработчики сделали это за них.

Аналогичным беспроигрышным образом создатели поступили с навыками. Новые возможности открываются вплоть до тридцатого уровня, а дальнейший прогресс обеспечивается закрепленными за каждой способностью усилителями-рунами. Последние в значительной степени разнообразят, а порой — до полной неузнаваемости изменяют действие навыков. К примеру, некоторые боевые стили монаха позволяют отбрасывать монстра последним ударом в серии, но есть руны, меняющие этот эффект на оглушение, телепорт на короткое расстояние, замедление скорости атаки противника или нанесение массового урона молниями всем, кто попал под раздачу.

Одновременно можно пользоваться только шестью навыками — два из них закреплены на левой и правой кнопках мыши соответственно, а остальные четыре активируются цифрами. Огромная заслуга дизайнеров данной системы в том, что неиспользуемых и бесполезных навыков нет. Вообще. Разумеется, какие-то применяются чаще, другие реже, третьи и вовсе занимают место ситуационных, но ненужного балласта здесь нет. Конечно, на первом уровне сложности вам так не покажется, но на Nightmare или Hell придется задействовать все доступные возможности, чтобы побеждать.

Четыре круга ада

Кстати, об уровнях сложности, к которым в играх серии всегда было особое отношение, — чтобы получить доступ к более продвинутой ступеньке, сначала требовалось добраться до финала на низшей. Diablo 3 оставила схему без изменений, лишь добавив к трем привычным степеням четвертую под названием Inferno. Если Normal — проще пареной репы (умереть можно, лишь полностью расслабившись или попав на крючок периодически скачущего пинга), то Nightmare уже заставляет поднапрячься: элитных монстров становится больше, они появляются в тех локациях, где их прежде не было, а силой значительно превосходят обычных тварей.

Кроме того, уникальные и элитные бестии получают новые свойства. Если на обычном уровне сложности они, как правило, просто немного «толще» своих адских однополчан, то на Nightmare инфернальные создания все чаще любят окружать и зажаривать огненными цепями, стрелять взрывоопасными «навесными», обносить героя стенами или выбрасывать на поле битвы ярко-фиолетовые лучи, попадание под которые означает практически мгновенную смерть. А уж когда на Hell безжалостный генератор случайных чисел комбинирует свойства по две-три штуки, жизнь становится совсем несладкой. Как вам, например, противники, которые сначала притягивают персонажа к себе, затем оглушают, после чего буквально топят в отравленной луже? Что творится на Inferno, автор, к сожалению, лично еще не испытал, но разработчики описывают это так: «Мы собрали команду самых опытных тестеров, которые едва-едва сумели одолеть Inferno. А потом удвоили сложность — ведь реальные игроки все равно оказываются лучше любой тестовой команды». Словом, не думайте, что видели все, пройдя Diablo 3 один раз на Normal — поверьте, это лишь начало, а в запасе у игры есть еще много интересного.

Независимо от сложности, уничтожение бродящих по просторам Санктуария уродов приносит чувство первобытного триумфа — тем более что действо сопровождается ворохом ярких эффектов и потрясной физикой. Демоны, суккубы, зомби, песчаные твари и прочие образины разлетаются в разные стороны, помахивая ragdoll-конечностями, истекают ядом, горят, как просмоленные факелы, взрываются кровавыми ошметками при критических ударах и расстаются со своим бренным существованием десятком других способов. Все это происходит на фоне разламывающейся утвари, падающих люстр, раскатывающихся во все стороны бревен и прочих физически активных объектов. Завершающий штрих в батальном полотне — надписи вроде: «Убито 35 монстров одним ударом!» Ни дать ни взять — неистовая вакханалия в лучшем смысле этого слова.

Во время таких ураганных замесов огорчает только одно — постоянная необходимость оставаться на связи с игровыми серверами, поскольку все расчеты производятся именно там. В первые несколько дней после релиза нормально играть могли единицы, для остальных геймплей представлял собой пробежку от одного зависания к другому, приправленную периодическими вылетами. Сейчас ситуация значительно улучшилась, однако даже спустя две с лишним недели с момента выхода наблюдаются «залипания» — правда, уже не такие значительные, как поначалу. Дело явно движется в положительном направлении, а проблем становится все меньше.

Технологичностью Diablo 3 тоже похвастаться не может, однако выглядит игра очень даже симпатично. Это касается не только частностей вроде удобного и красивого интерфейса, но и визуального образа игры в целом. И пусть многое мы уже видели (вторая глава чуть ли не один в один повторяет таковую из Diablo 2), но симпатичная картинка и тщательная прорисовка на пару с ностальгией делают свое дело.

Ад ждет

По-настоящему новым для серии стало введение в игру ремесленников — кузнеца и ювелира, позволяющих создавать новое вооружение и совершенствовать выпадающие из монстров драгоценные камни. Последняя «фишка» по сути заменила хорадрический куб из Diablo 2, а вот производство доспехов и оружия выглядит интересно. Прежде чем взяться за создание нового меча или шлема, сперва требуется обучить мастера «рецептам». Поначалу для профессионального роста искуснику нужны только деньги, однако для достижения высших уровней придется побегать, вышибая из инфернальных тварей странички и книги, несущие сакральные знания.

Однако особого смысла в создании экипировки заметить не удалось — выпадающее из монстров добро, как правило, обладает лучшими свойствами. «Крафт» будет полезен в том случае, когда требуется залатать прорехи в обмундировании. Например, добавить брони или прибавить сопротивляемости к конкретному виду урона. Кроме того, остается еще одно осмысленное применение талантов кузнеца — это создание легендарных предметов, рецепты которых сперва нужно найти или приобрести на аукционе за баснословные деньги.

Сам аукцион, кстати, сейчас представлен только сделками за внутриигровую валюту — пока первоначальная экономическая лихорадка не прошла, есть шанс неплохо заработать на продаже редких вещей. Неизвестно, как на цены повлияет введение возможности приобретать предметы за реальные деньги (обещают в середине июня), однако совершенно ясно, что толстосумам проходить Hell и Inferno будет немного легче. То же самое касается и грядущего PvP-режима — надеемся, Blizzard продумает систему так, чтобы у обычных игроков был хоть какой-то шанс в сражениях с обладателями парочки «кредиток».

Об этой игре можно еще долго говорить. Критиковать решение целиком привязать проект к онлайну и обсуждать вытекающие из этого неудобства. Придираться к сюжету, словно речь идет о полнокровной RPG. Сетовать на привязку к аукциону (мол, «дроп» уже не тот, все решают деньги!) или находить еще какие-то глупые поводы для негодования. Но факт остается фактом: такого яростного, отточенного процесса уничтожения тысяч адских порождений не может предложить ни одна другая Action/RPG. А за счет гибкой и действенной системы навыков, отменно реализованной совместной игры, пяти непохожих друг на друга персонажей и «морковки на веревочке» в виде непрерывно валящегося из монстров добра играть в Diablo 3 можно практически до бесконечности. Определенно, её стоило ждать.

Авторы нашего портала делятся мнениями о Diablo 3

Олег Москалев:

Diablo 3 — идеальное в неидеальном. Третью часть ждали все: от подростков, никогда не слышавших о мрачном мире Санктуария, до бородатых мужей, которым уже давно за тридцать. После знакомства со слэшерами с десятком комбинаций ударов, после удачных экспериментов с жанром вроде Borderlands, после сотен успешных и не очень клонов игра от Blizzard кажется примитивной. Один из пяти выбранных героев все так же, как и раньше, бегает в потемках и рубит, рубит и рубит тысячи глупых монстров. Два типа атаки, несколько умений, очки жизней, силы, маны и выносливости — вот и все, что нужно учитывать во время массовой экзекуции. Жирные зомби после смерти разлетаются в клочья, выпуская шустрых электрических угрей; колдуньи при помощи рвотной массы порождают мертвецов; тонкие скелеты с мечами прут напролом; маленькие импы бегают словно угорелые; лучники держатся на расстоянии и меланхолично пускают стрелы. Торжество насилия творится при помощи пары кнопок, а от игрока требуется лишь мало-мальская реакция и клик, клик, клик, клик…

Однако простейшая на первый взгляд механика цепляет точь-в-точь как тогда. Каждый класс в этой игре уникален: монах и варвар отлично подойдут для новичков. Остальными играть сложнее, но знатоки освоятся с ними в два счета. Собрав оставшуюся после стычек с монстрами экипировку, ее стоит внимательно изучить — наверняка хотя бы один из выпавших предметов будет гораздо лучше ваших. Авторы внесли в прежнюю концепцию тысячи мелких, но значительных изменений: игра стала чуточку проще, для открытия портала в город не нужны свитки, в меню появился онлайн-аукцион, вместо наемников с игроком путешествуют постоянные компаньоны. И все это — годы трудов и кропотливо выверенного баланса.

Blizzard умудрилась войти в одну реку дважды: Starcraft 2 работала на тех же шестеренках, что и первая часть, — авторы лишь сменили движок и написали новый сюжет. И вот опять произошла точно такая же история. Diablo 3 — это проснувшийся вулкан. Древний, но все такой же величественный. Новый движок, декорации, слегка «осветленная» атмосфера и измененный баланс. В остальном это все та же «диабла», за которой можно весело провести не один десяток часов, в том числе и во время кооперативного прохождения.

Иван Васильев:

Приглушив фанфары в честь долгожданного выхода Diablo 3 — их и так будет предостаточно — сразу же перейду к изложению собственных впечатлений от процесса игры и особенностей, лично мне показавшихся важными.

Уже начиная с окошка загрузки становится ясно, что над игрой разработчики трудились кропотливо и вдумчиво. Согласитесь, не в каждой игре найдешь в момент установки увлекательное чтиво с картинками, поданное от лица одного из участников событий, да еще и сопровождающееся приятным «средневековым» звуковым рядом.

В самой игре проработан буквально каждый миллиметр. Создавая персонажа, пользователь имеет возможность выбрать его пол. Понравился удобный инвентарь: при попытке смены оружия/брони левее показывается окошко с аналогом, уже имеющимся на данный момент у героя. То есть можно быстро сравнить и оценить, стоит ли переходить на обновку.

Одно из самых приятных нововведений — у каждого класса свой вид расходуемого ресурса, а не общая для всех мана. Варвар, например, набирает ярость с каждым ударом, применяя её для совершения мощных приемов. Аналогичная система, но с некоторыми отличиями, реализована для монаха. У остальных героев тоже есть свои особенности накопления и высвобождения энергии.

Любопытно, что заливаться лечебными зельями больше не получится — чтобы принять новую порцию, придется подождать. Это решение делает бои очень динамичными, а также заставляет планировать свои действия и правильно применять навыки, чтобы не остаться в окружении врагов без «аптечки» и с расстрелянным «боезапасом».

Камера пусть и закреплена в одном положении, но очень удобна. Трехмерность уровней абсолютно не мешает прохождению: своды подземелий и крыши домов тут же «растворяются», когда герой вступает внутрь, а обзор никогда не перекрывается.

Если отвлечься от частностей, то третья часть Diablo затягивает не хуже предыдущих. Даже после многих часов непрерывной игры хочется обыскать еще один труп, продать еще немного добра, уничтожить еще группку монстров, выполнить еще один квест… Лето, прощай, я слышу зов подземелий!

Алексей Апанасевич:

Еще до момента самого первого запуска Diablo III умудряется вызывать целый ворох на редкость противоречивых эмоций. Ведь поначалу игра словно зазывает: «Вот оно, товарищ, все твое, родное...» А легион истосковавшихся поклонников, оглашая окрестности громогласным «Дождались!», уже бешеными темпами сметает игру с полок магазинов. И не пугает ни крайне убогая графика, ни мерзопакостный цербер в лице «Ошибки 37» — ведь какое, по сути, они имеют значение? Проверенный временем игровой процесс, помноженный на довольно неплохую историю и множество «трибьютов» к предыдущим частям — что еще для счастья надо? Но не потребуется много времени, чтобы понять — Diablo изменилась. И дело тут даже не столько в начисто убитой вариативности прокачки и ролевой системе в целом. Линейные, словно шпала, навевающие клаустрофобию коридоры локаций тоже вроде как ни при чем. Да и с общей скоротечностью и легкостью прохождения на первых двух уровнях сложности, в принципе, можно смириться.

Все дело в другом. Просто раньше, двенадцать лет назад, Diablo II величественно посадила свое могучее тело на трон жанра Action/RPG, а все прочие игры пытались быть похожими на нее и делались с оглядкой на творение милой сердцу «Метелицы». Да и сейчас, по прошествии столь долгого времени, дух Diablo по-прежнему силен, но теперь именно она, пусть и горделиво подняв подбородок, вынуждена стоять в тени прочих коллег по цеху — ведь, кроме ностальгических чувств и харизматичного титульного демона, ей нечем козырять перед конкурентами. Тот же Sacred 2 — лебединая песня немцев из студии Ascaron — еще в 2009 году был красивее, глубже и несравнимо больше третьего воплощения Diablo.

Diablo III до безобразия проста, и в этой простоте она может быть как гениальна, так и безобразна. В любом случае каждый получит от нее что-то свое. Кто-то — нового идола и персональную «Игру года», кто-то — козла отпущения, а кто-то — просто весьма добротный и качественный Продукт, который, правда, от многолетней выдержки лучше не стал, а в чем-то даже и убыл.

Достоинства: на высших уровнях сложности игра значительно преображается, выходя на пик увлекательности; пятерка героев, каждый со своим стилем игры; продуманная система прокачки, позволяющая адаптировать персонажа под любого противника; динамичный и затягивающий процесс нарезки монстров — как в одиночку, так и в компании; красивый и мрачный мир Санктуария. Недостатки: первый уровень сложности обязателен к прохождению, но при этом слишком прост; даже для соло-игры требуется постоянное соединение с battle.net; PvP-режим все еще в работе; скучный, типовой сюжет.



Видео