Экспорт некоторых моделей автомобилей из Японии возобновился благодаря тому, что его стала разрешать таможня. Говорить о смягчении санкций против России не приходится, отмечают собеседники “Ъ FM”. При этом послабления касаются только так называемых мягких гибридов. Это машины, в которых вместе с двигателем внутреннего сгорания установлен электрический мотор, но передвигаться только с его помощью невозможно. Подробности — у Даниила Бабкина.

В 2021 году в топ-25 самых популярных авто в России входили шесть японских моделей: Nissan Qashqai и X-Trail, Toyota RAV4 и Camry, а также Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander. Летом 2023-го Токио запретил поставки большей части машин, с тех пор экспортировать можно только транспортные средства с двигателями объемом менее 1,9 л. Сейчас выяснилось, что «мягких» гибридов ограничения не касаются. Официальных пояснений от властей не было, но в октябре поставки увеличились, объяснил руководитель компании Carwin Дмитрий Забора:

«Через определенную таможню еще больше месяца назад начали понемногу ввозить такие авто, но не всех брендов: только некоторые модели Suzuki и Mazda. Honda это не касается. В Японии две таможни далеко друг от друга могут трактовать по-разному правила экспорта. Вместе с тем в Торговой палате — основном регуляторе — об этом не слышали ничего, и каких-то официальных изменений в таможенном коде ТН ВЭД не произошло.

Сейчас все крупные экспортеры это дело обсуждают. У них есть опасения, что даже если машины начнут вывозить массово, то Торговая палата придет и скажет, что этого делать нельзя. То есть могут либо всех прикрыть, либо всем разрешить экспорт».

Среди мягких гибридов, которые, как утверждается, теперь можно ввозить из Японии, Suzuki Xbee, Swift и Hustler, Nissan Dayz и Mitsubishi Delica Mini. Об их популярности в России говорить просто невозможно, считает эксперт по автоподбору Артур Брума: «За все время действия параллельного импорта мы не наблюдаем большого рвения завозить японские "мягкие" гибриды. В меньшей степени это были машины с американского рынка, что, скорее, обусловлено ценой покупки, нежели интересом именно к конкретным моделям. Я думаю, в процентном соотношении можно сравнить со статистической погрешностью».

Есть в списке и более узнаваемые авто: некоторые модели Mercedes Е и C-класса, Audi A3 и Q3. Причем, если они оказались на японском рынке, то наверняка праворульные. Поэтому сомнительно, что канал будет интересен любителям европейских марок, отметил гендиректор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Эти автомобили довольно дорогие. Кроме того, в России в значительных объемах в настоящее время они не продаются, а это означает, что будут сложности с достаточным количеством запасных частей для их обслуживания и ремонта. В целом текущее предложение на отечественном рынке сильно поменялось. У тех, кто хочет купить машины брендов, которые поставляются по параллельному импорту, такие возможности тоже есть.

А у авто с гибридными двигателями, учитывая, что у них нет существенных преимуществ по сравнению с другими предложениями в этих же классах, и потенциал будет небольшой».

Несмотря на то, что изменений в японском законодательстве не было, в Госдуме послабления для «мягких» гибридов связали с проблемами сбыта у Страны восходящего солнца. Ранее президент Владимир Путин задался вопросом, что плохого сделала Японии Россия, чтобы вводить санкции. По его словам, если Токио вернется к сотрудничеству, Москва отпираться не будет.