Сразу несколько интернет-изданий отметили странный факт — под конец года начали дешеветь авто китайских марок. Причем не на какие-то копейки, а на сотни тысяч наших полновесных, бескомпромиссных рублей. Портал «АвтоВзгляд» задумался о том, чем всем российским водителям грозит этот финансово-временной парадокс.

Опытных автоэкспертов чем-то удивить сложно, даже если случилось нечто непостижимое — вроде того, что цены на китайские легковушки вдруг поползли вниз. Впереди планеты все оказалась компания Chery. Ее кроссовер Tiggo 8 Pro подешевел аж на 350 тысяч рублей, или на 6,7%. На пару комплектаций Tiggo 7 Pro Max прайс сдулся на 110 тысяч, Arrizo 8 скинул покупателям 150 тысяч.

Дурной пример заразителен, и ему поддался Haval, переписавший ценник Jolion на 100 тысяч. Changan поспешил сэкономить для поклонников марки от 30 до 100 тысяч в зависимости от оснащения. Но всех переплюнул JAC, который сделал водителям, приценивающимся к JS6, поистине королевский подарок — 499 тысяч рублей. Ну и так далее — мы все-таки не Quattroruote, чтобы перегружать мозг читателя скучными прайсами. Тенденция уже понятна.

НА ЛЮБОЙ ВОПРОС — ЛЮБОЙ ОТВЕТ

Гендиректор холдинга «Автодом» Андрей Ольховский так откомментировал Газете.ру сей кунштюк наших друзей-спасителей из Поднебесной: «Если тренд на увеличение импорта автомобилей из КНР сохранится, в 2024 году возможен переизбыток предложения со стороны китайских брендов и возникновение конкуренции между ними». Кто мы такие, чтобы спорить с руководителем крупного автомобильного дилера?

Тем не менее, осмелимся напомнить, что по итогам этого года российский рынок получит чуть больше миллиона легковушек из самых разных источников. В то же время, для достижения минимально приемлемого уровня насыщения рынка нашей стране необходимо предложение как минимум в полтора раза выше. То есть, до предполагаемого переизбытка нам еще как до столицы этой самой Поднебесной на велике.

А вот специалисты дилерского холдинга «АвтоСпецЦентр» полагают, что им виднее, где собака порылась: «С начала 2023 года стоимость автомобилей на российском рынке выросла на 18%. Осенью цены поднялись до максимального уровня, что привело к незначительному сокращению спроса. Сейчас некоторые китайские бренды снизили цены на фоне укрепления курса рубля, но пока это краткосрочная тенденция». Не стоит преуменьшать достижения автоконцернов — средневзвешенная цена на легковушки к осени поднялась по сравнению с предыдущим годом гораздо круче — с 2380 тысяч до 3027 тысяч рублей.

Игоря Моржаретто, партнера аналитического агентства «Автостат», цитирует портал bfm.ru: «Когда компании завозили сюда машины, закладывали очень серьезные риски, возможные колебания рубля и так далее, то есть в принципе маржа, которая там заложена, и дилерская цена очень серьезная и позволяет сейчас, поступившись ее частью, попытаться выловить того самого редкого покупателя. Аттракцион невиданной щедрости ждать не стоит, но серьезные скидки в декабре будут на многие модели, не на все».

ФАКТОР ЖАДНОСТИ

Только на третий месяц коллективный Зоркий Сокол заметил, что у сарая нет четвертой стены. По данным упомянутого выше агентства «Автостат», средневзвешенная цена на легковые автомобили понемногу снижается, начиная с сентября, но никак не опустится ниже отметки в 3 миллиона. Один этот фактор жадности должен был обвалить рынок. А в нашем случае к нему добавилось резкое повышение утилизационного сбора, удорожание кредитов из-за повышения Центробанком ключевой ставки, обвальное падение курса рубля и прочие милые сердцу покупателя штучки.

Но это в теории, к которой российская практика всегда относилась наплевательски. Продажи упорно, пусть и неторопливо, продолжали лезть вверх, и несколько притормозили лишь по итогам ноября, когда было реализовано 109,7 тысячи легковушек при 112,2 тысячи в октябре.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ ЦЕНА

Всецело согласимся с робко высказанным экспертами предположением, что снижение цен на автомобили — тенденция весьма краткосрочная и малосущественная на фоне того, какими темпами эти цены вздувались. Народ реально обалдел от суммы, которую ему предлагают выложить за китайский и отечественный товар, поскольку в памяти свежи воспоминания о том, что совсем недавно такие прайсы выкатывались за немецкий премиум. Покупательский пыл российского водителя несколько ослабел, но это явление преходящее. Перезимуют, попривыкнут и снова потянутся в автосалоны за вожделенной морковкой.

Причем никто не отменяет грядущее в январе-феврале сезонное повышение цен, вошедшее в привычку у производителей и продавцов. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять. Мироздание не перевернется с ног на голову, как бы нам того не хотелось. Вскоре все вернется на круги своя — автодилеры вновь примутся наперегонки переписывать ценники в сторону их увеличения, так что нынешние их запросы покажутся нам весьма умеренными.