Стоимость бензина АИ-95 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 25 августа впервые поднялась выше 72,5 тысячи рублей за тонну, обновив исторический максимум. Неуклонный рост биржевых цен на бензин заставит владельцев автозаправок постепенно повышать розничные цены для простых россиян, рассказали aif.ru эксперты по энергетике.

Рекорды на бирже

Цена бензина АИ-95 выросла за день разом почти на 1%, до 72,5 тысячи рублей за тонну. Бензин этой марки бьет рекорды третий день подряд. Не дешевеет и АИ-92 — на торгах пятницы он подорожал чуть более, чем на 1%, до 63,1 тысячи рублей за тонну. В том же направлении движется и летнее дизельное топливо: рост за день на 0,76% до 66,5 тысячи рублей за тонну.

«Рост цен на бирже пока значимо не влияет на розницу, однако независимые заправки, которые не входят в структуру всем известных крупных нефтяных компаний, вынуждены постепенно повышать цены. У независимых АЗС нет возможности получать топливо от материнской компании на льготных условиях. В результате цены на заправках подрастают, пусть это и нельзя прямо сравнивать с теми ценовыми рекордами, которые мы видим на бирже», — рассказал aif.ru эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Между ростом цены топлива на бирже и на автозаправках есть большой временной лаг, к тому же государство требует от крупных компаний сдерживать розничные цены, однако в итоге они все равно двигаются в том же направлении, что и биржевые, отметил эксперт.

«Независимые АЗС оказались в сложном положении: с одной стороны, им нужно работать в прибыль, но с другой, они не могут выставлять цены заметно выше рынка, иначе автомобилисты уедут на заправки нефтяных компаний. Однако с сентября сократятся выплаты по топливному демпферу, так что причин откладывать повышение цен станет еще меньше. Вопрос не в том, вырастут ли цены, а скорее в том, насколько сильно и как быстро это произойдет», — пояснил Игорь Юшков.

Почему растут цены

В России сложились объективные причины для роста цен как в рознице, так и на бирже, считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Во-первых, существует альтернатива для российских компаний. При более высокой стоимости нефти и нефтепродуктов за пределами России они их экспортируют за рубеж. Это не какая-то злая воля. Так должно быть. Компании-экспортеры платят государству большие налоги — они доходят до 80%. Налоги и так высокие и продолжают расти. В этой ситуации было бы странно думать, что никто не захочет отыграться на внутреннем рынке», — рассказал эксперт.

Также на внутренний рынок топлива в России оказывает влияние сезонность: в июле-августе разгар сезона отпусков, который сопровождается повышенным спросом на нефтепродукты, напомнил Станислав Митрахович. Поэтому цены могут стабилизироваться осенью, когда уйдет сезонный фактор.

«В запасе у властей есть и фундаментальные решения. Они могут создавать независимую нефтепереработку, увеличивать конкуренцию. А могут не повышать налоги, отказаться от того, чтобы снижать компаниям выплаты по демпферу. Однако пока о пересмотре решения снизить выплаты не сообщается», — заключил эксперт.