Идея привлечения иранских автомобилестроителей к проектам развития промышленности в России была высказана на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Причем речь шла и о создании совместных платформ для выпуска легковых автомобилей для различных рынков. Какой потенциал есть у Ирана, который бы позволил реализовать эти смелые планы?

Крупный поставщик

Иранский автопром считается крупнейшим в ближневосточном регионе и одним из крупнейших в мире. В стране ежегодно производится около 1,5 млн новых легковых и грузовых машин, большая часть из которых является собственными разработками иранских инженеров. В стране есть два крупных государственных производителя, делящих рынок между собой. Это бренды Khodro и Saipa.

Кроме того, в Иране присутствуют иностранные производители. Власти исламской республики субсидируют автопром, выдавая преференции для участия в совместных проектах для международных концернов. После ослабления санкционного давления в Иран вернулись немецкий концерн Dailmer, а также французские Renault и Peugeot Citroen. Иран активно развивает экспорт и поставляет свои машины во многие страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан, Грузию, Белоруссию, Туркмению, в Азербайджан. Объем экспорта при этом может вскоре достигнуть 1 млн машин. Неудивительно, что иранское правительство внимательно следит за развитием ситуации в России и предлагает ряд совместных проектов.

Как сообщает иранское издание Khodrobank, ссылаясь на главу Ассоциации производителей моторов и автокомпонентов Ирана Мохаммадрезу Наджафи-Манеша, в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) было предложено активно развивать производство иранских моделей в России. Идея была поддержана российской стороной. Правда, никаких конкретных договоров заключено не было. Дальнейшее обсуждение возможного сотрудничества может состояться непосредственно в столице Ирана.

Саммит Ирана, России и Турции, посвященный урегулированию конфликта в Сирии, пройдет в Тегеране 19 июля. Как сообщает РИА «Новости», «главы Ирана, Турции и России договорились встретиться в Тегеране по очередности».

Неужели «Волга и «Победа» станут иранскими?

Как пишет «Российская газета» со ссылкой на центр «Иранцы за рубежом», автомобильная тематика очень важна для Ирана, так как доля автопрома там составляет 20% экономики. Начался диалог с собственниками оставленных иностранными концернами заводов в России. Часть этих предприятий уже переданы государству, другие остаются под управлением прежних владельцев и пребывают в законсервированном состоянии. Если санкционное давление продолжится, то есть вероятность перехода ключевых промышленных площадок фирм из недружественных стран под государственное управление, чтобы выпускать на них новые модели других, более лояльных компаний.

Кроме того, по словам главы центра «Иранцы за рубежом» Мирзаи Гази Аббаса Мослема, в кулуарах обсуждаются автомобильные проекты и на свободных промышленных площадках российских компаний, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге. Там иранцы могут выпускать свои модели под брендами «Волга» и «Победа», а затем перейти на изготовление одной из совместных моделей, которая будет разрабатываться вместе с российскими инженерами.

Об идее возрождения двух российских брендов «Волга» и «Победа» упоминал и министр промышленности и торговли Денис Мантуров, правда, он не уточнял, кто из партнеров стоит за этим возрождением.

Правообладателем двух советских брендов является «Группа ГАЗ», которая имеет современную промышленную базу для изготовления легковых автомобилей в Нижнем Новгороде. В 2022 году эта площадка досрочно освободилась после ухода компании Volkswagen, которая почти 15 лет была главным арендатором ГАЗа. Сейчас промышленные цеха пустуют, и не исключено, что иранцы смогут на них организовать выпуск машин.

«У нас есть свои технологии и лицензии от Renault, Peugeot, Mercedes. В России есть производительные мощности. Поэтому мы можем объединить усилия и производить автомобили независимо от Запада», — заявил Мирзаи Гази Аббас Мослем в интервью «РГ».

Главная цель иранских производителей — быстро восполнить сегмент массовых автомобилей, который сейчас пустует после ухода Renault с популярными моделями седанов и кроссоверов. Российской же стороне выгодно получить независимого поставщика автокомпонентов, который бы смог быстро восполнить дефицит, образовавшийся на рынке.