Сервис Samsung Pay в России 1 декабря получил поддержку платежной системы Visa в России. Новые возможности будут доступны для клиентов Альфа-банка, МТС-банка и Райффайзенбанка. До конца года подключится ВТБ 24. «Газета.Ru» поговорила с руководителем Samsung Mobile в России Аркадием Графом о будущем Samsung Pay.

— Как давно Samsung Pay запустилась, какие банки поддерживаются?

— Samsung Pay был запущен в августе 2015 года в Южной Корее. В настоящее время сервис работает в 11 странах. Из крупнейших — США, Бразилия, Китай и Австралия. В Европе пока что работает в двух странах — России и Испании. И совсем недавно присоединили Канаду и Малайзию.

— А где еще сервис запустится в ближайшее время?

— Скоро это будут Великобритания, Таиланд и Тайвань. На 2017 год планы большие, но мы расскажем о них позже.

— Учитывая этот список стран, как я понимаю, Samsung делает ставку не на Европейский рынок?

— Это вопрос времени. Запуск сервиса предполагает подготовку не только техническую, но и документальную. Банки, как показывает опыт, в этом заинтересованы. Так что это только вопрос времени. Мы считаем, что в России нам удалось реализовать Samsung Pay сравнительно быстро.

— Если говорить о других странах, где уже запущен Samsung Pay, то, наверное, наибольшее число активных пользователей без сомнения в Южной Кореи?



— Да. Это миллионы пользователей.



— В чем ключевое преимущество Samsung Pay по сравнению с конкурентами?



— Это самый легкий вопрос! Ситуация именно в России обстоит следующим образом: по данным Центробанка, платежных терминалов в стране более 1,5 млн. Из них лишь 200 тыс. поддерживают сервис NFC. Все остальные работают со стандартными магнитными пластиковыми картами. Преимущество Samsung Pay в том, что телефон и сервис поддерживает оба типа платежных терминалов благодаря технологии MST. Соответственно, возможность расплачиваться появляется практически в любом месте за исключением старых аппаратов со старой версией программного обеспечения.

— С какими препятствиями вы столкнулись, когда выходили на российский рынок?


— Специальных барьеров не было. Все потенциальные партнеры отнеслись с интересом к технологии, все поддерживали. Вопросы были исключительно технологические и, конечно же, юридические. Существенных трудностей, повторюсь, мы не увидели.

— Какая польза для банков от Samsung Pay?



— Сервис не берет комиссию с платежей — это не способ заработка для компании, это услуга. Скорее, компания сама вкладывает в ее разработку. Для банков — это дополнительные сервисы и клиенты, а

для самих покупателей — отсутствие привязанности к кошельку, к сумке с документами и повышенная безопасность в совершении платежей.


— С какими банками работает Samsung Pay?

— Сейчас у нас подключены «Альфа», ВТБ, МТС, Райффайзен, «Русский стандарт», «Яндекс.Деньги». Совсем недавно, 8 ноября, подключился Сбербанк. 1 декабря к нам присоединились Бинбанк, «Открытие», банк «Санкт-Петербург», Рокетбанк, банк «Точка» и «Тинькофф-банк».

— Есть какие-то региональные игроки, не федерального уровня, которые проявляли интерес к Samsung Pay?

— Да, конечно. Не буду упоминать конкретные названия, поскольку процесс довольно сложный, но как только они подключатся к сервису, мы сразу о них скажем. Но, начали мы, конечно же, с крупнейших банков, потому что это охват всей страны. Мы понимали, что, договариваясь с центральными банками, будем работать по всей России.


— Как вообще банки реагируют на подобные платежные системы, которые связаны с мобильными технологиями?

— Изначально, когда мы выходили на банки с таким предложением — с новым сервисом — и, предполагая, какой объем работы надо проделать, не все шли на это с легкостью. Но когда сервис уже запущен, информация о нем распространяется и люди понимают, что это, для чего это нужно, насколько удобно и безопасно, банки стали приходить к нам сами.

В том числе и те, которые не были в числе первых партнеров. Это говорит о том, что интерес есть.

— А есть какие-то ограничения по устройствам? 



— Мы сейчас видим некое ограничение в том плане, что не все смартфоны линейки Galaxy поддерживают данный сервис. Это модели, начиная с A5, A7 2016 года.

Кроме того, мы подключили S6/S6 Edge по просьбам пользователей, которые выразили удивление, что Samsung Pay не работает с предыдущим флагманом. Там причина была в том, что сам аппарат не поддерживает MST. Для владельцев этих смартфонов мы запустили сервис, но он работает только с NFC.

Все остальные смартфоны, которые выше — S7/S7 Edge и Note 5 — поддерживают Samsung Pay. В следующем году аппараты среднего и высокого сегмента будут работать с системой. Это будут уже не сотни тысяч, а миллионы пользователей. То есть лавинообразный скачок мы ожидаем со следующего года.


— Вы наверняка слышали про случай, когда продавщица позвала охранника, увидев покупателя, который пытался расплатиться смартфоном. Сколько понадобится времени, чтобы никто не удивлялся этой технологии в России?



— Все-таки некоторые люди

пока что воспринимают технологию как чудо, хотя это элемент технологического прогресса, которые идет сам собой.

Но сейчас уже есть случаи, когда наоборот хочешь удивить людей новыми возможностями, а они достаточно спокойно реагируют.

— Что Samsung делает в направлении популяризации бесконтактных платежей?



— Мы запустили федеральную рекламную кампанию по продвижению сервиса. Она будет охватывать разные каналы коммуникации — телевидение, digital. Мы рассчитываем, что такой ликбез покажет пользователям, что сервис безопасен, удобен и имеет широкое применение.

— Значит, это в некоторой степени просветительская работа? Были исследования на предмет того, что пользователи не доверяют интернет-платежам и оплаты смартфонами с точки зрения безопасности.

— Здесь смартфон получается даже безопаснее, чем банковская карта. Если с телефоном что-то произошло и кто-то посторонний его заполучил, то воспользоваться Samsung Pay не получится никаким образом. Чтобы сделать платеж нужен отпечаток пальца владельца.

Невозможно и что-то считать из устройства. В аппарате не хранятся данные карточки, в нем сохранен лишь так называемый токен, который является ключом для платежных систем. Никаких сведений о карте, даже перехватив этот токен, получить невозможно.

— Как в целом платежи будут развиваться дальше? Мне кажется, что уже сейчас достигнут некий пик. Все это выглядит как реальная магия.

— Начнем с того, почему и насколько быстро эти технологии должны развиваться. Смартфон с человеком всегда. Проходя мимо кафе, имея с собой только смартфон и не имея кошелек, теперь можно взять кофе. Очень удобно.

Потом ты понимаешь, тебе не надо носить с собой дополнительные бумажники и документы. Это та свобода, к который мы стремимся. А ближайшее будущее — это носимые устройства.

Сервис будет распространяться не только через смартфоны, но и через те же самые «умные» часы. И я думаю, через год-полтора такие платежные сервисы будут восприниматься как нечто естественное. Скорее, будет неудобно использовать где-то привычную сейчас кредитку, а «катастрофой» будет считаться, когда человек забыл дома смартфон.