С 22 августа полис «автогражданки» на автомобиль или мотоцикл можно будет оформить без проверки диагностической карты (ДК). Операторы техосмотра констатируют, что в ближайшие полгода у большинства водителей не будет никакой мотивации проходить ТО. Однако уже с 1 марта 2022 года начнется рассылка штрафов с камер за управление машиной, не прошедшей проверку. Российский союз автостраховщиков подчеркивает, что обязанность проходить техосмотр у водителей сохраняется, ее никто не отменял, а без диагностической карты могут быть проблемы при разборе ДТП.

В воскресенье вступают в силу поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Диагностическая карта, выдаваемая по итогам техосмотра, исключается из перечня документов, которые водитель обязан предъявить для заключения договора «автогражданки».

Как уже рассказывал “Ъ”, идея так называемой отвязки ОСАГО от техосмотра была предложена в начале года Российским союзом автостраховщиков (РСА). Они объяснили инициативу нехваткой пунктов ТО (многие закрылись во время пандемии) и, как следствие, риском для граждан остаться без «автогражданки». Необходимые для «отвязки» поправки были внесены в Госдуму и приняты в июне 2021 года.

ЦБ уже скорректировал правила страхования ОСАГО (этим документом руководствуются страховщики), но их новая редакция вступает в силу не 22-го, а 29 августа. Поэтому в ближайшую неделю не исключены ситуации, когда страховая компания будет ссылаться на «старые» правила и требовать у автовладельца ДК для оформления ОСАГО, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. «Это незаконно, федеральный закон выше подзаконного акта,— подчеркивает эксперт.— При нежелании продавать полис надо просить письменный мотивированный отказ и жаловаться».

Даже после 22 августа у автовладельцев сохраняется обязанность проходить ТО, подчеркивает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Это закреплено в федеральном законе о техосмотре. Диагностическая карта может понадобиться, напомнил он, если случится ДТП, причиной которого была неисправность машины виновника аварии. Причинно-следственную связь должна доказать экспертиза, на практике это удается сделать редко. И если у автомобиля не было ДК, то страховщик вправе предъявить регрессный иск к собственнику машины. Сохраняется также обязанность предъявлять карту в ГИБДД при изменениях конструкции автомобиля — например, при переводе двигателя на газ или при установке различного оборудования для внедорожной езды.

Глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов назвал вступающий в силу закон «инициативой разумной и правильной, но совершенно несвоевременной». Предполагалось, что «отвязка» произойдет синхронно с введением штрафа за отсутствие техосмотра, отмечает он. Как сообщал “Ъ”, санкция в 2 тыс. руб. за проезд под камерой на машине или мотоцикле без ТО начнет действовать только с 1 марта 2022 года. Совет федерации предлагал перенести дату на 1 октября 2021 года, но поправок в КоАП так никто и не внес. В итоге обязанность проходить ТО есть, а санкции за неисполнение обязанности нет, говорит Максим Бурдюгов, называя это «несостыковкой в законодательстве». «Отсутствие у водителей стимула проверять свое транспортное средство отразится на уровне безопасности движения и росте количества ДТП,— уверен эксперт.— Профессиональное сообщество надеется, что государство этого не допустит и нужные решения будут приняты в кратчайшие сроки».

После 22 августа проходить техосмотр никто больше не поедет, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, а вот накануне начала действия новой редакции КоАП, во второй половине февраля 2022 года, случится «ажиотаж и паника» среди водителей. Эксперт ожидает резкого роста цен на услуги пунктов ТО — на 5–10 тыс. руб. Предельные тарифы, напомним, закреплены на региональном уровне (в некоторых регионах они составляют 300–500 руб. для проверки легковой машины). Но по факту, утверждает Петр Шкуматов, многие пункты ТО работают по ценам «существенно выше официальных».

Сергей Ефремов из РСА напоминает, что уже более полугода действует постановление правительства о продлении выданных ранее диагностических карт минимум до октября 2021 года. Но автовладельцы все эти месяцы все равно активно едут проверяться на пункты ТО, подчеркивает господин Ефремов: «Это говорит о том, что доля осознанных водителей, которые сами считают необходимым проходить ТО в срок, велика. И нет причин, чтобы их стало меньше после 22 августа».

Иван Буранов